Как парень из собачьего города стал принцем баварским

Йoзуa Киммиx, кoтoрoгo чaстo нaзывaют тaкжe «Джoшуa» (пoтoму чтo oн тaк пишeтся — Joshua, xoтя и не читается), стал лучшим игроком Германии прошлого года. В опросе, проведенном Немецким футбольным союзом, он победил с неожиданно большим отрывом. «Террикон» останавливается на этом событии и на этой личности особо…

В голосовании, проведенном на сайте Немецкого футбольного союза, приняло участие 52 761 человек. За Киммиха отдало голоса 45.3% этих людей. Ближайший конкурент — Юлиан Дракслер из «ПСЖ» (37.8%). Остальные безнадежно отстали, у ближайшего Марка-Андре Тер Штегена («Барселона») — всего 4.7%.

Отметим, что ранее в Германии был проведен еще один опрос для определения лучшего игрока нации. Он традиционный, впервые состоялся еще в 1960, проходит под эгидой журнала Kicker, а лучшего определяют журналисты со всей страны. Там футболистом 2017 года был признан Филипп Лам, одержавший победу в борьбе с Тони Кроосом и Пьером-Эмериком Обамеянгом. Как видим, набор лауреатов совершенно разный. Впрочем, разночтение между журналистами и болельщиками — явление довольно обычное.

Из-за леса, из-за гор…

Откуда взялся наш герой? Киммих родился 8 февраля 1995 в городе Ротвайль, известном в основном тем, что в нем вывели знаменитую породу собак — ротвейлеров. Город был основан еще римлянами в I веке нашей эры, но с тех пор и вплоть до Киммиха знаменитых футболистов в нем не рождалось. Теперь это исправлено.

Ротвайль располложен на юго-западе Германии, недалеко от швейцарской и французской границы, в знаменитом Шварцвальде — горно-лесистой местности, где, как говорят, вырастают самые здоровые немцы. Ближайший к этому городу крупный футбольный центр — Штатгарт. Неудивительно, что Киммих в итоге оказался в юношеской системе клуба из этого города. Случилось это достаточно рано — Йозуа едва исполнилось 12. В «Штутгарте» он провел 6 следующих лет, пройдя футбольную науку, но еще не дебютировав на взрослом уровне. Сделать это ему было суждено в другом клубе.

В 2013 Киммих принял предложение «РБ Лейпциг». Эта созданная на ровном месте команда с большими деньгами готовилась совершить «большой прыжок» в немецком футболе. Когда Киммих пришел туда, «РБ Лейпциг» только покинул Регионлигу, сумев просочиться в Третью лигу (низший общенациональный уровень). До вершин было еще очень далеко. Но в денежном плане этот уникальный клуб уже тогда мог посоперничать с некоторыми представителями Бундеслиги. В этом плане Киммих ничего не терял — даже наоборот. В плане игровом переход тоже был оправдан: «Штутгарт» неизвестно когда еще дал бы ему «зеленый свет», а в «РБ Лейпциг» место в составе гарантировалось.

В стае голодных волков

«Я считаю, что тогда для меня это был прекрасный шаг», — уверен он до сих пор. Правда, сразу влиться в команду не получилось — помешала травма. Ему пришлось пропустить предсезонную подготовку и первые 10 матчей чемпионата Третьей лиги. Но потом он включился. И так, что, несмотря на свою молодость, стал одним из ключевых игроков. В том сезоне на его счету — 26 матчей, 1 гол и 2 результативных передачи.

Киммих с удовольствием вспоминает атмосферу, которая тогда царила в «РБ Лейпциг». Состав, который там подобрался, понимал, что готов к решению гораздо более серьезных задач, рвался в бой и стремился сразу задавить любого соперника. В результате, команда демонстрировала остроатакующую игру, вызывавшую восторг болельщиков и ужас соперников. Заняв второе место, «РБ Лейпциг» за один сезон перескочил во Вторую Бундеслигу» (единственный прецедент за всю историю Третьей лиги), а в следующем сезоне, дополнительно укрепившись, чуть было с ходу не взлетел до главной Бундеслиги — но в итоге, отложил это на год, финишировав пятым.

Киммих постоянно выступал за команду, уверенно прогрессировал и, наверное, был лучшим опорным полузащитником Второй Бундеслиги того сезона — аккуратный, собранный, он обладал хорошим дриблингом, боролся за каждый мяч и отличался отменной работоспособностью. Он стал своим человеком в молодежной сборной Германии, где его использовали чуть глубже, чем в более бесшабашном лейпцигском построении. В общем, он явно превосходил тот уровень, на котором ему пришлось выступать, и невольно привлекал взгляды скаутов из более высоких сфер. В конечном итоге, «Бавария», посчитавшая его одним из самых талантливых футболистов этого суперталантливого поколения, решила «приватизировать» такое сокровище. Как бы с запасом на будущее.

Принц баварский

Когда Киммих переходил в «Баварию», его сравнивали с Илкаем Гюндоганом — за агрессивный стиль игры в полузащите, за способность находить оригинальные решения в сложных ситуациях. Сейчас, два с половиной года спустя, еще вопрос, кто из них на кого должен равняться…

«Бавария» заплатила за него 8.5 миллионов евро. Сейчас это кажется невероятно удачной сделкой: формальная цена Киммиха на международном футбольном рынке — 40 миллионов, но если кто-то вздумает его покупать, отдать придется как минимум вдвое больше.

Придя в «Баварию», далеко не каждый молодой талант может рассчитывать на проникновение в основном состав. Киммиху в этом повезло. Пеп Гвардиола, который и был инициатором его приобретения, быстро дал ему почувствовать вкус настоящей борьбы на всех фронтах — в Бундеслиге, Кубке Германии и Лиге чемпионов. «У него есть все, чтобы прогрессировать», — говорил ласковый тренер. К концу стартового сезона у Киммиха было 23 матчей за «Баварию» в Бундеслиге, из них 15 — в стартовом составе. Гвардиола переориентировал молодого игрока, начав использовать его на левом фланге обороны — и оказалось, что там его таланты способны принести не меньшую пользу.

К концу сезона Киммих уже настолько примелькался, что его включение в состав сборной Германии на Евро-2016 не стало сенсацией. И все-таки мало кто был готов к тому, что случилось во Франции. Появившись только в последнем матче группового турнира против Северной Ирландии, он так и остался в составе — и сыграл так ярко, что был включен в символическую сборную турнира. Так летом 2016, в возрасте 21 года Йозуа стал международной звездой. Плюс ко всему, он еще попал и в сборную открытий Лиги чемпионов…

Не было печали…

Казалось бы, вот оно — счастье! Но футболе, как и в жизни, все может измениться в самый неподходящий момент. В «Баварию» пришел новый тренер — Карло Анчелотти, и Киммих потерял место в составе. «Это обидно — все время сидеть в запасе. Конечно, приходя в «Баварию», я знал, что не буду играть все время, но не думал, что не буду играть вообще, тем более, чувствуя, что я полностью готов», — признавался он впоследствии. У Киммиха начало лопаться терпение, он стал выражать свое недоверие публично. Пошли разговоры о его возможном переходе в «Барселону» или один из манчестерских клубов. Киммих заявлял, что уходить не желает. Босс «Баварии» Карл-Хайнц Руммениге заверял, что клуб на него рассчитывает. В конце концов, все улеглось, и к лету Киммих имел 27 матчей в Бундеслиге и 5 голов. А летом закрепил свой международный авторитет на Кубке конфедераций, где сыграл во всех 5 матчах и был один из лучших в великолепной омоложенной версии Бундестима.

Сейчас идея о том, что Йохзуа Киммих может стать новым лидером и символом «Баварии», новым Филиппом Ламом уже не кажется слишком смелой. Эта тема популярна в прессе. Сам Киммих комментирует ее спокойно: «Меня это радует. Но для меня было ясно с самого начала, что я никогда не смогу заменить его полностью. Я мог бы многому у него научиться. Но я бы хотел идти собственным путем».

Сравнивать не будем…

Если кто-то и вдохновлял его когда-то по-настоящему, то это Бастиан Швайнштайгер в свои лучшие годы. Но сейчас… Вряд ли Киммиху нужен образец для подражания. У него есть свой уникальный стиль, в чем-то — уже эталонный в футбольной Германии. Он достаточно хорош сам по себе, чтобы не стремиться походить на кого-то.

Когда-то Хорст Хрубеш, тренер молодежной сборной, в которой Киммих впервые проявил себя по-настоящему, называл главным достоинством Киммиха его разносторонность: «Йозуа — невероятно качественный игрок, причем может действовать одинаково успешно и в оборонительной, и в наступательной функции». Тогда говорили: «Хорош, как молодой Беккенбауэр». Так кого мы видим в его лице — нового Лама или нового Беккенбауэра? Или, может, обоих в одной «упаковке»?



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Вадим Самойлов, специально для «Террикона»