Шершаво, весело, лениво: 8 типов логотипов чемпионатов мира

Вчeрa был прeдстaвлeн oфициaльный лoгoтип чeмпиoнaтa мирa пo футбoлу 2022. Брoсaя взгляд нa этот странный объект, «Террикон» вспоминает предыдущие логотипы и распределяет их по смысловым группам.

Собственно, логотип следующего мундиаля выглядит таким образом:

Далеко не все поняли идею дизайнеров. С чем только ее уже не успели сравнить — и с петлей, и со знаком СПИД, и с лентой Мебиуса, и с произведением гжельских умельцев, и с «навороченной» бобслейной трассой, и со змеей, кусающей свой хвост. Многие написали, что это была бы отличная открытка на 8-е марта. Но, как ни обидно, замысел был совершенно другой. «Дизайн эмблемы воплощает в себе видение события, которое объединяет и охватывает весь мир, и в то же время включает в себя поразительные элементы местной и региональной арабской культуры и намеки на красивую игру. Изогнутые кривые эмблемы представляют волнистость пустынных дюн, а непрерывная петля изображает как число восемь – напоминание о восьми удивительных стадионах, на которых будут проходить матчи – так и символ бесконечности, отражающий взаимосвязанную природу события» — так написано на официальном сайте ФИФА.

Безусловно, логотип катарского мундиаля — самый странный из всех. А какие они были? Давайте вспомним…

Дизайнерская мода

В принципе, любой логотип несет в себе приметы дизайнерских пристрастий эпохи. Но в некоторых они доминируют, превращаясь в несущий элемент структуры. Два самых ярких примера дают нам чемпионаты 1930 и 1954:

На обоих главное действующее лицо — вратарь. Но по сути своей, это просто комбинация геометрических фигур в той авангардной стилистике, которая тогда была принята. Что-то похожее мы видим на эмблеме чемпионата-1978, где несколько по-аргентински голубых линий символизируют руки, держащие мяч:

Шершавая правда

В 30-е годы восторжествовала концепция, которую знаменитый поэт Маяковский характеризовал как «шершавый язык плаката», а также «весомо, грубо, зримо». Образы были максимально конкретными, экспрессивными, однозначными. Плакаты обоих тогдашних мундиалей — 1934 и 1938 — именно таковы. На них нет места сомнениям, волнистостям и условностям. Особенно четок и шершав логотип первенства 1934, что неудивительно — оно проходило в Италии в разгар правления Муссолини, где ценился именно такой подход — прямой и недвусмысленный, без этих, знаете, интеллигентских экивоков. Впрочем, и французская нога 1938 года, попирающая земной шар, тоже вполне себе энергична (хотя символизировала она, по замыслу дизайнеров, просто доминирующую роль футбола в жизни планеты):

Веселое месиво

Несколько логотипов характеризует подход «всего и побольше», свойственный многим южным народам. Его высшим отражением является бразильский карнавал. Что-то от него присутствует в плакате к чемпионату мира 1950, который как раз и проходил в этой стране. Мысли в нем немного, но красок и чувства — хоть отбавляй:

Эту идею подхватили испанские дизайнеры в 1982. Усеяв поле эмблемы чемпионата флагами стран-участниц, они уже создали режущее глаз разнообразие. Но этого им показалось мало. Они решили усилить эффект, пустив по центру летящий мяч, который оставляет после себя инверсионный след в цветах испанского флага:

Повеселились и создатели логотипа южноафриканского чемпионата 2010. Чтобы зрителю не было скучно, они разбросали там и сям лепестки разных цветов, которых оказалось даже больше, чем континентов. На первом плане, разумеется — черный человек, еще более усиливающий эту радостную рябь:

Ленивое безразличие

Несколько логотипов производят впечатление нарисованных или нехотя, или за слишком небольшую плату, чтобы вызвать у дизайнеров хоть какой-то прилив креатива. Вот два плаката 1958 и 1962, похожих, как родные братья примитивностью замысла и безыскусностью исполнения:

Но всех перещеголяли итальянские дизайнеры, готовившие логотип чемпионата мира 1990. Они утверждали, что изобразили трехмерное изображение мяча с элементами национальных цветов страны. Но в итоговом варианте это выглядит так, как будто художники были не вполне трезвы и фокус сместился:

Не слишком долго, кажется, трудились и их французские коллеги в 1998. Так, пара небрежных мазков — и эмблема готова! Но тут хотя бы есть стиль и элегантность:

Добрая ирония

Пара логотипов нарисованы, чтобы создавать хорошее настроение, и этим подкупают. Так сработали дизайнеры 1966 и 2006 в Англии и Германии. В обоих случаях им, видимо, хотелось показать то, что в последнем случае сформулировал Франц Беккенбауэр: «Мы хотели быть очень дружелюбными хозяевами и устроить вечеринку для всего мира. Наш логотип демонстрировал приветливый характер всего мундиаля»:

Святая простота

Четыре логотипа демонстрируют простоту подхода, которая не хуже воровства, а все-таки лучше. Во всех этих случаях дизайнеры старались не вкладывать в свои произведения дополнительные смыслы и не утруждали себя красивостями исполнения. Но все эти произведения запомнились. Перед нами — логотипы обоих мексиканских чемпионатов (1970 и 1986), одного немецкого (1974) и американского (1994). Последний, кстати, стал одним из самых успешных брендов того года:

Концептуальные смыслы

Тут как раз все наоборот. Перед нами — два примера работы дизайнеров, постаравшихся донести до пользователя множество всяких смыслов. Вот логотип чемпионата мира 2002, проходившего в Японии и Корее. Его создатели стремились проиллюстрировать «принципы изобразительного искусства Японии и Кореи, такие как асимметрия, гармония и динамичность». Кроме того, этот логотип должен был символизировать всеобщее единство:

Вот тоже многослойная концепция. Это эмблема чемпионата мира в Бразилии. Тут все — и зеленый цвет бразильских лесов, и желтый — бразильских пляжей, и пять пальцев на руках как отображение пяти побед сборной этой страны, и наверняка что-то еще, ускользнувшее от широкой общественности.

Загадочные объекты

Сюда вошли логотипы последнего чемпионата мира в России и еще несостоявшегося катарского. Оба вызвали неоднозначную реакцию общественности. Русский в свое время чуть было не погребен под множеством мемов и нелестных сравнений (вроде «матрешки-дауна с инкрустациями маленьких летающих тарелок») — но, в конце концов, к нему притерпелись:

Ну, а о катарском мы уже говорили в начале. Без сомнения, и к нему привыкнут. Тем более, что логотип следующего турнира наверняка окажется еще более странным…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon