В 1989 футбoльный клуб «Шaxтeр» oбзaвeлся нoвoй эмблeмoй, кoтoрaя с нeкoтoрыми мoдeрнизaциями oстaвaлaсь в деле почти 20 лет. Сегодня, 30 лет спустя, «Террикон» вспоминает об этом, а также еще кое о чем…
История клубного логотипа достаточно сложна и даже заковыриста, поскольку не все этапы ее эволюции можно точно отследить. В процессе она не раз менялась весьма радикально, чтобы в итоге прийти к нынешнему, современному и динамичному состоянию. Течение процесса попробовал отследить Дмитрий Штрайс, историк клубной формы и отчасти символики. Вот что у него получилось:
Сразу обращает на себя внимание то, что у Дмитрия новый логотип вступает в силу с 1991. Это не ошибка. Дмитрий объясняет это так: «Я рассматривал историю лого, опираясь на форму. В 1990 году команда все еще использовала лого с молоточками. По сути, были моменты, когда команда использовала 2 эмблемы одновременно. Это вносит сумбур в историю. Я ставлю датой начала использования нового лого именно 91 год, как фактическое его появление на форме. А на программках он к тому времени уже давно использовался».
Что же произошло в 1989? Читаем у главного клубного историка Алексея Бабешко: «Донецкие облисполком, облсофпроф и обком комсомола 2 января 1989 года приняли постановление о создании областного экспериментального хозрасчетного футбольного клуба «Шахтер». Изменение организационной структуры было вызвано велением времени. Теперь клуб мог привлекать спонсоров и заниматься коммерческой деятельностью».
Теперь раскрасим эти чеканные формулировки дополнительными тонами. Скупо описанная историком «Операция Кооперация» началась еще в предыдущем году. В советском футболе задули новые ветра, и первыми их поймал в свои паруса «Днепр» — лучшая на тот момент момент команда Украины. В середине 1988 там создали свой «экспериментальный клуб». Главный тренер «Шахтера» Анатолий Коньков вдохновился этим примером и предложил сделать то же областным кураторам донецкой команды. Те, в принципе, не возражали. Начались организационные шевеления, растянувшиеся на месяцы. По ходу дела за низкие результаты команды (9 подряд матчей без побед с позорными поражениями на своем поле от «Черноморца», «Нефтчи», «Локомотива») Коньков был уволен, и его идею воплощали в жизнь уже без него.
Вот как вспоминал об этом футбольный функционер, на тот момент — директор стадиона «Шахтер» Иван Гайворонский, которого сделали тогда председателем правления созданного клуба: «В подготовке необходимых документов принимало участие много людей. В основном же мы сотрудничали с главным бухгалтером объединения «Донецкуголь» Николаем Захаровым. Действенную помощь оказали донецкие облисполком, облсовпроф и обком комсомола. Под их эгидой и была проведена учредительная конференция по созданию ФК «Шахтер». Причем наш клуб стал первым в Советском Союзе не экспериментальным, а узаконенным профессиональным футбольным. Следом за нами такой статус получило киевское «Динамо». Конференция проходила в пресс-центре рядом с гостиницей «Шахтер». В ней участвовали делегаты от предприятий и организаций со всей области. Собрался полный зал. Мне оказали высокую честь – избрали председателем правления, в которое вошло 12 человек. Еще задолго до учредительной конференции благодаря тогдашнему первому секретарю Донецкого обкома партии Василию Миронову нам выделили помещение напротив областного совета».
Забавно, что, создавая нечто новое, творцы футбольного клуба не смогли отказаться от старых организационных подходов. Правление клуба создавали, как привыкли — в него вошли и передовики шахтного производства, и клубная «икона» Виталий Старухин. Понятно, что такое правление не решало самых главных вопросов, но выглядело убедительно.
В процессе этого формообразования и возникла идея обзавестись новой официальной эмблемой. Привычные «молоточки» выглядели архаично, возможно, кому-то они казались «слишком советскими». В любом случае, новую жизнь было решено начать с новой эмблемой. Но откуда она возьмется? Конечно, в результате конкурса. В полном соответствии с духом времени! Условия конкурса были опубликованы в прессе. Победителя ждала премия в 300 рублей — неплохо, по тем временам (пара инженерских окладов или зарплата какого-то не слишком преуспевающего крепильщика).
Вот этот конкурс и родил эмблему, которую все мы знаем. Ее автор, газетный художник Виктор Савилов, рассказывал нам в свое время: «В один прекрасный день мне позвонил Марк Юрьевич Левицкий, известный спортивный журналист и заместитель президента клуба. Мы с ним были хорошо знакомы, он сотрудничал с газетами, расположенными в издательстве «Радянська Донетчина». Левицкий мне сообщил, что объявлен конкурс на новую эмблему футбольного клуба «Шахтер», и если у меня есть желание, я могу принять в нем участие. Желание у меня было, и я согласился. Нарисовал несколько вариантов. Анализировал их, показывал друзьям. С самого начала исходил из идеи, которая в итоге и определила композицию. Там ведь какой замысел? Плоскость футбольного поля пересекает мяч, деля его на две половины. Верхняя половина представлена в виде обыкновенного мяча, а нижняя – черная, она должна была символизировать наши подземные богатства. Это отражало специфику нашего угольного региона и неразрывную связь местного футбола с шахтами».
Для интересующихся нюансами — вот полный текст нашего интервью с Виктором Савиловым, взятого 5 лет назад.
По-настоящему востребованной савиловская эмблема стала только в середине 90-х и закрепилась на футболках «Шахтера» после прихода к нового владельца — Рината Ахметова. Правда, в раскрашенном виде:
В этом деле обошлись уже без Савилова. Он отнесся к цветовой трансформации легко. Для него было достаточно сделанного. И прежде всего — льстила мысль, что он внес свой вклад в историю клуба, который горячо любил.
И так же легко он отнесся к перемене логотипа в новом веке, отдавая дань профессионализму ее дизайнеров. Пришло время, когда и его творение, в свое время казавшееся современным, стало восприниматься как нечто архаичное. К тому же, на новом логотипе вернулись фирменные молоточки, что порадовало миллионы поклонников «Шахтера». Вот об этой детали Савилов как-то забыл, создавая свою эмблему…
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Федор Ларин, специально для «Террикона»