Октябрьская революция на стадионе Шахтер

В истoрии футбoльнoгo клубa «Шaxтeр» eсть oдин мaлooсвeщeнный рeвoлюциoнный момент, который касается не столько самой игры, сколько сопровождения футбольных матчей. Это случилось 52 года назад, и об этом сегодня вспоминает «Террикон»…

Люди, в изобилии пришедшие 3 октября 1967 на стадион «Шахтер», были приятно шокированы. На северной трибуне, там, где они привыкли видеть старое «аналоговое» табло, громоздилось нечто новое и, можно даже сказать, космическое. Это было электронное табло — настоящее, работающее!

Надо сказать, что для советских стадионов это еще считалось диковинкой. Электронные табло имели только два московских стадиона (имени Ленина в Лужниках и «Динамо»), а также киевский Республиканский. Причем в украинской столице это устройство появилось 10 апреля 1963 — раньше, чем в Москве на «Динамо», и только Лужники смогли опередить киевскую арену в этом вопросе. И было киевское табло не своим — хоть и в братской Венгрии закуплено, но все-таки импортное. Оба московских тоже привезли из-за рубежа. Да и в дальнейшем на советских стадионах в основном устанавливали венгерские табло (например, в Ленинграде это случилось осенью 1970).

Именно в этом и состояла революционность донецкого табло. Став четвертым в стране, оно было при этом первым доморощенным. Ну, а заодно — и первым, установленным в областном центре.

Очевидно, что бюджет города и области вряд ли «потянул» бы покупку венгерского табло. Других источников финансирования такого начинания тогдашняя экономика не имела. Но, похоже, желание сделать это у местного руководства было намного сильнее возможностей. Учитывая амбициозность тогдашнего первого секретаря обкома Владимира Дегтярева, это не должно сильно удивлять — он стремился так или иначе «продвинуть» Донецк, создать ему уникальность. Как не удивляет и стремительная реализация проекта: уж если этот человек принимался за какое-то дело, то оно решалось в кратчайшие возможные сроки. И пути реализации находились, даже когда казалось, что их не существует в природе.

Вот так и возникло первое отечественное электронное табло — не от хорошей жизни, а от недостатка денег. В начале проекта у будущих исполнителей были большие сомнения в том, что они смогут «потянуть» такую задачу. Но вопрос был поставлен ребром, а если партия говорила тогда «надо», то вариантов не было — приходилось исполнять. И оказалось, что задача действительно решается, если обеспечен ресурс. Подтянули множество предприятий области — конструкторских, строительных, монтажных. Во главе гиперпроекта поставили Г. Темерти — главного конструктора проектно-конструкторского бюро треста «Донецкуглеавтоматика». И табло начало обретать признаки реальности!

В репортаже о его пуске молодой спортивный журналист Марк Левицкий, будущий мэтр, так описывал его тактико-технические параметры: «Высота его сетевого зеркала — 7.5 метра, длина — более 25 метров. Табло установлено над Северной трибуной стадиона. В его правой части — огромный циферблат часов. Секундный механизм включается одновременно со свистком судьи, и каждую минуту зажигается новое деление. Большая часть табло отведена для информации. В десяти строках размещено 300 светоячеек, каждая светоячейка — это одна буква или цифра, которые обозначаются зажигающимися лампочками. Всего на табло 10.800 ламп. В корпусе табло вмонтировано 12 тысяч реле. Управление осуществляется со специального пульта путем набора информации (счет игры, составы команд, авторы голов, объявления) на телетайпе».

Благодаря Марку Юрьевичу мы также знаем, какие слова самыми первыми появились на новом чудо-табло. Конечно, это была благодарная фраза: «Горячий привет донецким конструкторам, проектировщикам, строителям, монтажникам — создателям первого отечественного табло!»

Ну, а потом табло приступило к своей нормальной жизнедеятельности — высветило составы игравших команд, после чего пошел отсчет времени и фиксация изменений счета. Этих изменений было немного — матч завершился со счетом 1:1, хотя соперник у «Шахтера» был совсем не грозный — кутаисское «Торпедо», болтавшееся в нижней части таблицы (в то время как «горняки» шли весьма близко к лидерам и в итоге финишировали на 6-м месте). Но вот как-то не задалось в тот исторический вечер…

Любопытно, что единственный гол «Шахтер» забил усилиями легендарной пары Валерий Лобановский — Олег Базилевич. Эти экс-динамовцы играли тогда за Донецк. Была у них наигранная и многократно опробованная комбинация при подаче углового, простая, как выстрел, и столь же убийственная: Лобановский подает в район вратарской площадки, куда врывается стремительный Базилевич и в высоком прыжке головой посылает мяч в сетку. Именно так получилось и на 66-й минуте матча с «Торпедо». Правда, к тому моменту хозяева поля проигрывали 0:1 после совершенно нелогичного гола, пропущенного в середине первого тайма.

Атак «Шахтера» на кутаисские ворота было не счесть, но грузины, прочно окопавшиеся у своей штрафной, стояли насмерть. И все-таки смогли вымучить столь желанную ими ничью. Так и завершился вничью этот матч, вроде бы суливший полный разгром «Торпедо». 1:1 — этот финальный счет зафиксировало новое табло. И две фамилии забивших игроков — Хажалия и Базилевич.

Вот так дебютировало первое в истории отечественное электронное табло, собранное с миру по нитке руками донецких мастеров самых разных дел.



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Евгений Ясенов, специально для «Террикона»