Голубой балет: история первого футбольного суперклуба

Кoгдa Сaнтьягo Бeрнaбeу eщe тoлькo вынaшивaл плaн сoздaния вeликoгo интeрнaциoнaльнoгo клуба в Мадриде, на другом краю света, в скромной Колумбии вдруг выросло футбольное предприятие, оставшееся в истории как первый крупный суперпроект. «Террикон» вспоминает, как это было…

Эта история начинается в 1948 — судьбоносном для колумбийского футбола. В этом году он был переведен в профессиональное русло. Но ФИФА не понравилось то, как это было оформлено, она начала предъявлять претензии (не вполне, кстати, понятные) — и возник конфликт, итогом которого стало исключение Колумбии из организации с запретом всем клубам этой страны принимать участие в международных соревнованиях.

«Нет худа без добра!» — решили владельцы клубов. В самом деле, теперь на них не распространялись ограничения по суммам и порядку оформления трансферов, установленные ФИФА. И начинается период в истории колумбийского футбола, который остряки-историки назвали «Эльдорадо». В течение нескольких последующих лет ведущие клубы страны скупили огромное количество классных футболистов из всей Южной Америки. А самым ловким среди всех оказался «Мильонариос» из столичной Боготы.

…10 июня 1949 в аэропорту Боготы приземлился борт из Буэнос-Айреса, доставивший, помимо прочих мирных пассажиров, Адольфо Педернеру — выдающегося аргентинского футболиста по прозвищу «Футбольный Наполеон», который забил более 130 голов в «Ривер Плейте» и считался образцом современного нападающего. Его прибытие было заблаговременно анонсировано — и встречать его в аэропорт подтянулось более 5 тысяч болельщиков. Это был настоящий триумф и замечательное финансовое предприятие для клуба — позже писали, что одной этой акцией «Мильонарис» пятикратно «отбил» оклад футболистов.

Между тем, деньги ему платили немалые. В этом-то, собственно, и состоял секрет. Зарплаты в аргентинских клубах, мягко говоря, не поражали воображение. Футболисты, даже самые знаменитые, получали ненамного больше рабочих — пусть даже и квалифицированных. Недовольство таким положением вещей зрело несколько лет — и прорвалось в конце 1948, когда началась знаменитая забастовка в аргентинском футболе. И тут, понимаете, из голубой колумбийской дали появляются футбольные воротилы, оперирующие суммами, которые и не снились аргентинским звездам…

Педернера оказался только первой ласточкой. За ним потянулись и вторая, и третья, и десятая. Среди них были двое, чье мастерство как минимум не уступало мастерству Педернеры — а если объективно, то даже превосходило. Это было Альфредо Ди Стефано и Нестор Росси. Второй был еще молод, но уже было видно, что он — чертовски талантлив. А Ди Стефано уже считался полноценной звездой, и на чемпионате Южной Америки 1947 он стал лучшим бомбардиром сборной Аргентины, которая в блистательном стиле завоевала континентыльный титул.

У руля всего этого «движа» стоял президент клуба и всей колумбийской футбольной лиги Димайор — Альфонсо Сеньор Кеведо. Собственно, и само название «Мильонариос» за клубом закрепилось после того, как он в 1946 стал его владельцем на паях со своим компаньоном — до этого название было просто «Депортиво Мунисипаль». Альфонсо Сеньор стал человеком, превратившим Колумбию в центр футбольной жизни. Он сделал лигу Димайор привлекательной для клубов — входя в нее, они получали существенные финансовые льготы. От него и проистекает это самое колумбийское «Эльдорадо».

Собрав под своей «крышей» кучу аргентинцев, а также парочку уругвайцев, одного парагвайца, одного перуанца и даже двух британцев, Сеньор обеспечил «Мильонариос» полное доминирование в Колумбии. В течение последующих 5 лет клуб 4 раза становился чемпионом страны — в 1949, 1951, 1952 и 1953. Результат приносила игра, в которой было больше искусства, чем строгого расчета. Недаром команда Ди Стефано, Педернеры и Росси стала известной как «Голубой балет» («голубой», в данном случае, говорилось о цвете футболок «миллионеров»).

Впоследствии, уже играя в Испании, Ди Стефано вспоминал: «Мы были отличной командой. Ее можно сравнить с сегодняшними «Реалом» и «Барселоной». Мы были очень сильны, у нас был хороший технический коллектив, мы играли в современный на тот момент футбол, быстрый, агрессивный и очень красивый. И знаете, что мы делали, чтобы не деморализовывать болельщиков? Больше пяти голов мы соперникам не забивали. Чтобы не слишком их унижать, мы, сделав свое дело, просто начинали контролировать мяч…»

Футбол в исполнении «Голубого балета» казался чем-то запредельным. Журналисты уверенно называли эту команду сильнейшей на тот момент не только в Южной Америке, но и во всем мире. Конечно, доля преувеличения в этом была. Но «Мильонариос» случалось и подтверждать высокую оценку.

Самая яркая демонстрация состоялась в феврале 1953. Тогда в Венесуэле проводили межконтинентальный турнир под громким названием «Малый кубок мира». В нем участвовал аргентинский гегемон «Ривер Плейт» и два европейских визитера, правда, не самых сильных — австрийский «Рапид» и испанский «Эспаньол». «Мильонариос» выиграл турнир «одной левой» — 5 побед и 1 ничья в 6 матчах с общим счетом 22:3. Апофеозом этого триумфа стал разгром «Ривер Плейта» 5:1 (2 гола у «миллионеров» забил Ди Стефано).

А за пару лет до того «Мильонариос» побывал в Мадриде, где стал победителем турнира в честь 50-летия «Реала». Поверженным оказался и сам «Реал» — при счете 4:2 дубль сделал опять-таки Ди Стефано. Тогда его впервые и приметил Сантьяго Бернабеу…

Число именитых клубов, с которых «миллионеры» «сняли скальпы» за это время, впечатляет. «Сантос», «Коринтианс», «Фламенго», Сан-Паулу», «Бока Хуниорс», «Валенсия», «Севилья», «Эвертон»… Все это могло продолжаться и дальше — но в 1953 эпоха «Эльдорадо» закончилась. И точку в ней поставил тот же человек, который ее и начал — Альфонсо Сеньор. ФИФА все-таки решило смягчить свою позицию относительно колумбийской лиги Димайор и пошло на переговоры с ее главой. Взамен на снятие международных санкций Сеньор согласился принять финансовый порядок ФИФА.

Это лишило колумбийские клубы их эксклюзивности. Теперь им приходилось оплачивать трансферы тем клубам, откуда приходил игрок — то, чего они раньше не делали и что позволяло им сэкономить средства для сказочных зарплат футболистам. «Эльдорадо» «сдулось за несколько месяцев. В том же 1953 Ди Стефано уже играл за «Реал». В следующем году Педернера и Росси вернулись в Аргентину — в «Уракан» и «Ривер Плейт» соответственно. «Мильонариос» стал обычным клубом и в течение следующих 6 лет не мог выиграть титул. А колумбийская клубная лига уже никогда больше не становилась центром футбольного мира…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»