Нaкaнунe 8 мaртa прeзидeнт УAФ Aндрeй Пaвeлкo oбрaдoвaл всex прогрессивных женщин страны сообщением о том, что его организация плотно займется развитием женского футбола в стране. «Террикон» изучает распахнувшиеся перспективы…
Вот прямая цитата Павелко:
«Исполком утвердил стратегию женского футбола на ближайшие 4 года. Она предусматривает настоящую революцию в клубном женском футболе. В частности, это обязательное наличие женских команд во всех клубах УПЛ c сезона 2021/2022. Это цели, для реализации которых нужно еще многое сделать».
Итак — «обязательное наличие женских команд во всех клубах УПЛ». Действительно, беспрецедентно. Ни в одной стране мира такого еще не было. В смысле — не было такого жесткого условия, что каждый мужской клуб должен обязательно иметь женское подразделение. Иногда это, конечно, случается, но не как правило.
Скажем, в женской бразильской футбольной лиге из 16 клубов только половина представляет участников и мужской Серии А («Коринтианс», «Крузейро», «Фламенго», «Гремио», «Интер», «Сан-Паулу», «Палмейрас», «Сантос»).
Нет «обязаловки» и в Англии. Там женская лига состоит из 12 команд, так что по умолчанию никак не может повторить АПЛ. Но даже среди этой «сладкой дюжины» мы видим такие названия, как «Бирмингем», «Бристоль» и «Рединг», которых и близко нет в высшей мужской лиге.
Похожая ситуация и в немецкой «Фрауен Бундеслиге». Там тоже 12 участников, среди которых есть, конечно, «Бавария», «Кельн», Байер» и, кстати, «Вольфсбург» — но имеются также «Дуйсбург», «Эссен», «Санд» и даже «Турбина Потсдам».
Наиболее продвинутая история в Испании. Там женскую Примеру составляют 16 команд, в их числе — все ведущие клубы мужского чемпионата. Но есть и такие экземпляры, как «Логроньо», «Мадрид КФФ», «Уэльва», «Такон»…
А самая показательная ситуация — в стране, постоянно занимающей передовые позиции в женском футболе, в Соединенных Штатах Америки. Здесь чемпионский титул разыгрывает 9 команд, составляющих Женскую футбольную лигу (WSL). Из них 5 представляют города, фигурирующие и в мужской MLS. Но все эти 5 команд имеют совершенно другие названия и олицетворяют совсем другие организации. Скажем, у мужчин есть «Чикаго Файр», а у женщин — «Чмкаго Ред Старз». У мужчин «Портленд Тимберз», а у женщин — «Портленд Торн». В таком вот духе.
Это все говорится к тому, что нигде в мире нет попытки искусственно вынуть из мужского футбольного клуба женский. Иногда так случается естественным образом, иногда — нет. Как правило, развитие женских лиг происходит эволюционно, без революций и административных атак. Но наша страна традиционно избрала иной, более яркий путь…
Теперь посмотрим, как обстоят дела в ныне существующей Высшей лиге женского чемпионата Украины по футболу. Сейчас титул разыгрывают 10 команд, причем 2 представляют Харьков и имеют одинаковое название «Жилстрой», различаясь только цифрами (1 и 2). Они разыгрывают между собой звание чемпионок страны в течение уже 9 лет. За все эти годы только однажды (!) в числе призеров оказывалась команда, имеющая аналог в УПЛ — мариупольская «Ильичевка» (это случилось в 2010).
Есть команда из Приазовья в Высшей лиге и сейчас. Называется она, понятно, уже по-другому — «Мариупольчанка». Звезд с неба не хватает, пребывает среди аутсайдеров, отличаясь на редкость «дырявой» обороной (56 пропущенных голов в 11 матчах). Это — единственное на данный момент пересечение с мужской УПЛ.
С другой стороны, в женской Высшей лиге есть команды из таких городов, как Старая Маячка, Плиски, Владимир-Волынский, Берестивец, Костополь, Умань. Вы слышали что-нибудь об успехах мужских команд из этих населенных пунктов? И никто не слышал. А благодаря футболисткам, их жители могут ощутить свою причастность к большому спортивному празднику. Как быть с этим, если благодаря революции, анонсированной Павелко, Старой Маячке с Плиской и Костополем придется отправиться на свалку истории?
Впрочем, возможно, все будет не так жестко. Деталей революции мы ведь пока еще не знаем — она анонсирована в самых общих чертах. В конце концов, обязательное условие для каждого клуба УПЛ иметь женскую команду не влечет за собой радикальной переделки всего женского чемпионата. Команды могут быть разными по уровню и классу, их содержание — необременительным, а участие в спортивных соревнованиях — весьма условным. Главное, как говорится — «чтобы было». Поживем — посмотрим, к чему все придет.
В конце концов, главное заключается в том, что женщины получат дополнительные возможности реализовать свою непобедимую тягу играть в футбол. А тягу эту они продолжают испытывать, несмотря ни на что. Например, на предупреждения о том, что футбол наносит женскому организму гораздо больший вред, чем мужскому. Об этом свидетельствовало недавнее исследование ученых из университета Иешива (США), которые посредством магнитно-резонансной томографии исследовали изменения структуры мозга у сотни профессиональных футболистов обоих полов. Оказалось, что у женщин таких изменений из-за постоянных соприкосновений головы с мячом в 5 раз больше, чем у мужчин. Ученые не знают, чем это объяснить — особенностями строения черепа, силой мышц шеи, половыми гормонами…
Но так или иначе, женщины — сами хозяйки своих судеб. И если им нравится играть футбол, они должны иметь такую возможность. Это мы смиренно констатируем, поздравляя их с праздником весны!
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Вадим Самойлов, специально для «Террикона»