Июльский финиш: новые контуры футбольного сезона

Срoки oкoнчaния эпидeмии кoрoнaвирусa — пo-прeжнeму, вeличинa нeизвeстнaя. Нo одно постепенно становится ясным: в график, желательный для УЕФА (до 30 июня), сезон не уложится. «Террикон» следит за развитием событий…

Собственно, никакой строгой рекомендации со стороны УЕФА не было. Но, назначая новые даты для еврокубковых финалов, организация попутно еще и попросила национальные федерации завершить сезон до 30 июня. И смысл этой просьбы был совершенно понятен. Если бы в этот срок все смогли бы вложиться, удалось бы соблюсти обычный цикл футбольной жизни, что минимизировало бы организационный и финансовый хаос.

Наверное, главной проблемой для клубов и федераций остается контрактный вопрос. По устоявшейся практике, соглашения с футболистами заключаются до 30 июня. Это — исторически сложившаяся дата окончания сезона. Дальше, с 1 июля, начинается активная фаза трансферной кампании уже следующего сезона. Именно такова была подоплека просьбы УЕФА «успеть до 30 июня» — страх перед юридической анархией в том случае, если сезон продлится в июле. Но, судя по всему, избежать анархии не удастся. Похоже, сезон таки продлится.

Вчера с заявлениями выступили руководители итальянского и испанского футбола. Глава итальянской федерации футбола Габриэле Гравина сообщил, что Серия А планирует вернуться к жизни 3 мая. В принципе, окончание сезона к 30 июня остается приоритетом, но федерация вполне допускает (и, скорее всего, так и будет), что понадобится сыграть последние туры в начале июля. В любом случае, вариант остановки сезона на нынешней фазе не рассматривается. Надо понимать, прежде всего из-за того, что тогда Серия А понесет убытки в размере примерно 700 миллионов евро.

Ла Лига, в свою очередь, тоже пытается переформатировать календарь. Ее руководитель Хавьер Тебас заверил, что ведется разработка нескольких аварийных сценариев — в том числе и самого жесткого, при котором командам придется играть каждые 2 дня, чтобы успеть провести 11 оставшихся туров к 30 июня. «Фундаментальный сценарий состоит в том, чтобы возобновить чемпионат в середине мая», — сказал он. А если нет? Тогда, как ни крути, даже при самых сжатых форматах, провести последний тур ранее 14 июля вряд ли получится — Тебас признался, что и такой вариант ему тоже виден.

Еще более мрачной может оказаться реальность в Англии. Там эпидемия только разворачивается, и масштабы ее предвидят очень серьезные. Возобновление сезона в начале мая может оказаться неразрешимой проблемой. Отсюда с неизбежностью следует, что и завершить его к 30 июня там не успеют.

Все это ставит под угрозу и новые даты финалов еврокубков. УЕФА назначила их, казалось бы, с изрядным запасом — на 24 июня Лигу Европу и на 27 июня Лигу чемпионов. По идее, этого хватит, даже если карантин в Европе закончится в середине мая. А вот если позже — тогда план УЕФА трещит по швам. Придется придумывать какие-то еще облегченные форматы, чтобы уложиться в июньское «прокрустово ложе».

Удастся ли это УЕФА? Вопрос, не имеющий ответа. С коронавирусом случиться может, что угодно. Ни один человек на Земле не скажет сейчас, когда это безумие закончится. Поэтому контуры финиша сезона — в таком же тумане, как и пару недель назад, когда европейские чемпионаты начали схлопываться один за другим. Но очень вероятно, что УЕФА придется приспосабливаться к очередным новым реалиям и рисовать абсолютно новые планы.

Скорее всего, окончание сезона до 30 июня окажется невыполнимой опцией. Нужно быть готовыми к тому, что чемпионаты (в том числе и УПЛ) продлятся до середины июля и даже до августа. В таком случае, УЕФА выходит из зоны комфорта, поскольку следующий сезон тоже придется кроить по нестандартным лекалам. Скорее всего, его придется начинать в сентябре, сдвигать сроки старта еврокубков, максимально ускорять их квалификационную фазу, отказываться от проведения Лиги наций (или куда-то переносить ее матчи с осени 2020). В общем, легкой жизни для УЕФА не предвидится, как бы она этого ни хотела.

И тут мы опять возвращаемся к проблеме контрактов. Какое решение будет принято, если сезон продлится, сказать невозможно. Эксперты отмечают, что обычно в спорных или сомнительных ситуациях УЕФА руководствуется проверенной международной футбольной практикой. Но беда в том, что нормативная база ФИФА тоже не содержит никаких рекомендаций. которые можно было бы применить в данном случае. Юристы обращают внимание на статью 27 Регламента ФИФА, где говорится: «Вопросы, не предусмотренные регламентом ФИФА, а также форс-мажорные обстоятельства, рассматриваются исполкомом ФИФА, решения которого являются окончательным». Так что, скорее всего, в ближайшие недели состоится заседание исполкома мировой футбольной организации, где и будет внесена ясность в этот вопрос.

Если ФИФА этого не сделает, окончание июня превратится для клубов в ад. Придется либо срочно, вопреки всем планам, продлевать контракты с игроками, либо мириться с тем, что те покинут клубы несмотря на то, что соревнования еще будут продолжаться. Оба сценария чреваты непредсказуемыми последствиями.

Впрочем, думать о них, скорее всего, еще рано. Ведь пока даже март не закончился. И хотя борьба с коронавирусом до сих пор напоминает бой с тенью, хочется верить, что завершится этот триллер без непоправимых последствий. В конце концов, оптимизм, вместе с мытьем рук — то немногое, что каждый из нас может внести в дело противостояния эпидемии.



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Юрий Шелест, специально для «Террикона»