Железный капитан: к 85-летию Василия Турянчика

Вoзмoжнo, лучшим зaщитникoм в истoрии киeвскoгo «Динaмo» был Вaсилий Турянчик. Eсть экспeрты, кoтoрыe имeннo так и считают. Сегодня, когда легенде столичного клуба исполняется 85 лет, «Террикон» вспоминает его замечательную карьеру…

В истории мирового футбола Турянчик занимает не самое заметное место. А зря. Его игра в середине 60-й была по-настоящему революционной и в международном масштабе. Впрочем, заслуги в этом больше было главного тренера «Динамо» Виктора Маслова, который перестроил тактическую модель команды так, как никто еще в мире не делал. Пишут даже, что именно он, а не Ринус Михелс изобрел «тотальный футбол». Так или иначе, но игру «Динамо» Маслов совершенно видоизменил, внедрив такое невиданное прежде понятие, как общекомандный прессинг. Это действительно была революция, и в ней Турянчику отводилось особенное место. Вместе с Андреем Бибой его поставили в центр полузащиты при схеме 4-4-2. При этом, если раньше, в «бразильской» схеме и ее модификациях, два игрока в этой зоне располагались в линию, то у Маслова они занимали «вертикальное» положение. Биба отвечал за связь с атакой, Турянчик — с защитой. Не будь у Маслова двух таких людей, может, и революции никакой не получилось бы…

Из современных защитников Турянчика сравнивают с Серхио Рамосом. Он был таким же жестким и бескомпромиссным в обороне («Я был жестоким, не боялся никого. И не жалел никого. Мог срезать с мячом и ногами, прыгал выше всех»). Если надо — шел в атаку и забивал решающие голы. Был выразителем общекомандного духа. И так же мог выйти из себя в «горячей» ситуации.

Важнейший из своих голов Турянчик забил 10 ноября 1961. Это был матч в Москве с «Торпедо», которое отставало в борьбе за «золото» на 3 очка и в случае победы могло до предела обострить турнирную борьбу. И автозаводцы сделали свое дело — открыли счет. А когда до конца оставалось 5 минут, «Динамо» получило право подать угловой. Это сделал, как обычно, Валерий Лобановский. В центре штрафной площадки было много народу — но Турянчик, растолкав всех, сумел в прыжке поймать мяч на ногу и через себя отправить его в сетку. Это было просто-таки по-бразильски!

Так Турянчик обеспечил своему клубу первое в истории союзное «золото».

Забивать голы Турянчик научился раньше, чем разрушать атаки соперника. В юности он был нападающим, и делал свое дело очень неплохо. Но, когда в 1959 перешел в «Динамо» из своей родной ужгородской «Верховины», тогдашний главный киевский тренер Олег Ошенков увидел его в полузащите. Следующий тренер — Вячеслав Соловьев — передвинул в защиту. А потом, как мы уже рассказывали, Виктор Маслов поместил его между линиями, создав для него исключительную позицию. На ней Турянчик и провел свои лучшие сезоны, дважды входя в список 33 лучших игроков СССР.

Об игре тех времен Турянчк тоскует: «Раньше судейство было немножко другое: защитникам предоставлялось больше свободы действий. Говорят, футбол идет вперед, но иногда смотришь — и кажется, что это не так. Я не вижу таких голов, которые видел раньше в Киеве, после ударов Юрия Войнова, Андрея Бибы, Йожефа Сабо, Виктора Колотова, Леонида Буряка и других динамовских полузащитников. Эти голы — как гроза в начале мая!»

Без Турянчика «Динамо» 60-х невозможно, как святой Владимир — без креста. Судьба берегла его от серьезных травм, в результате, он провел за команду внушительное количество игр — 308 за 10 сезонов. В ее «золотые» годы (с 1966 по 1968) выходил на поле практически бессменно, в каждом из сезонов проведя более 30 матчей во всех турнирах. «Железный капитан» — так его звали и так воспринимали. Казалось, нет ему сносу. Но так не бывает…

Незадолго до окончания карьеры (это случилось по завершении сезона 1969) организм дал сбой. «После больших нагрузок, которые практиковались в «Динамо», нервная система была истощена. Еще я в Киеве переболел желтухой в тяжелой форме, это отразилось на кишечнике», — вспоминал Турянчик. Играть он прекратил в 34 года — в принципе, вполне логичный возраст для ухода из большого футбола. Мало кто в тогдашнем советском футболе умудрялся продержаться дольше.

Он ушел легендой «Динамо» — команды, в которую мог вообще не попасть, потому что в конце 50-х имел серьезное предложение от московского «Спартака». Тогда Турянчик играл еще за львовский ОДО (армейский клуб, предшественник СКА) и отличился в кубковой игре, когда представители низшей лиги едва не выбили из Кубка СССР чемпионов страны. Руководитель «Спартака» Николай Старостин после игры лично предлагал Турянчику, как сказали бы сейчас, контракт. Но об этом узнало руководство ЦСКА и постаралось сделать все, чтобы не отдать такой талант из своей армейской системы. А играть в ЦСКА Турянчику не очень-то улыбалось. И он устроил самый настоящий бунт, который мог закончиться самыми серьезными последствиями — но, к счастью, окончился только тем, что его уволили в запас с обещанием никогда не играть за «Спартак». Ну, он и не играл…

Он и в «Динамо» не хотел переходить. Ему в Ужгороде вполне нравилось. И тут тоже пришлось пережить войну с мощным клубом союзного значения. На каком-это этапе конфликта Турянчика исключили из состава «Верховины». Он написал письмо в «Советский спорт», опубликованное 5 апреля 1959 года. Турянчик, в частности, писал: «Итак, мне не раз­решили играть за свой коллектив лишь потому, что я оказался верен своей команде». В конце концов, пришлось смириться («Ничего другого не оставалось, потому что пригрозили расформировать всю команду. В результате я, Йожеф Сабо и Андрей Гаваши прилетели в Киев»). Как оказалось — к лучшему.

За «Динамо» он, конечно, болеет и сейчас. Ну, как болеет? «Сегодня не могу смотреть игры «Динамо» – переживаю и не сплю ночами». Живет в Закарпатье, где ему хорошо — лучше, чем где бы то ни было («Здесь такой воздух чистый! Красота неописуемая! Горы с ручейками. Когда большая жара, все убегают в горы, потому что там ночи прохладные, воздух исцеляющий»). И помнит эпизоды Большой Игры так, как если бы они случились только вчера…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»