В истoрии «Шaxтeрa» былo ужe oкoлo стa лeгиoнeрoв. Нo ктo oткрывaл этот список? Кого мы можем называть первопроходцами? «Террикон» вспоминает о первых 10 иностранных гражданах, купленных донецким клубом…
1. Андрей Федьков (1995-1996)
Этот российский форвард угодил в украинский независимый чемпионат сразу после начала его существования. Перейдя из еще сююзного «Ростсельмаша» в кременчугский «Кремень», он стал там заметной фигурой, забил более 20 голов и привлек внимание «Шахтера», который, перейдя в руки стабильного владельца Ахатя Брагина, впервые задумался о приобретении зарубежных футболистов. Федькова взяли в аренду. За сезон 1995/96 он 16 раз вышел в футболке «Шахтера» и забил 4 гола. По мнению Федькова, он бы и дальше играл за «горняков», если бы тренером остался Валерий Яремченко. Но пришли Валерий Рудаков с Михаилом Соколовским — и Федьков прочно сел на лавку. По причине, как он утверждает, неудачной шутки в адрес Соколовского. Аренду его продлевать не стали…
2. Георгий Чихрадзе (1995 -1997)
Тем же летом в «Шахтере» появился 28-летний грузинский защитник Георгий Чихрадзе. В Украине он оказался в 1993, по приглашению соотечественника Джумбера Нишнианидзе, предпринимателя и владельца шепетовского «Темпа» (тогда — участника Высшей лиги). В 1995 «Темп» «сдулся», и его игроки разбрелись кто куда. Так «Шахтер» получил первого грузина в своей постсоветской истории. Провел он в Донецке 2 года, сыграл 37 матчей, забил 1 гол. Поначалу даже рассматривался как игрок основного состава, но потом был отодвинут от «основы» и переведен в «Шахтер-2″. В 1997 вернулся на родину, где продолжил карьеру в тбилисском «Динамо».
3. Юрий Габискирия (1995)
Еще один грузин, оказавшийся не у дел после падения «Темпа». Перспективный футболист, он рассматривал предложение «Карпат», но в последний момент решил все-таки попробовать с «Шахтером». Попытка не удалась. В оранжево-черной футболке Габискирия провел единственный матч — с тернопольской «Нивой». Вскоре всем стало ясно, что 27-летний грузин в команду не вписывается, и ему пришлось возвращаться в «Темп», уже на куда более худшие условия. Самым ярким его воспоминанием от пребывания в донецком клубе осталось то, как Ахать Брагин приезжал на клубную базу на 4-5 «шестисотых мерсах» в окружении огромных охранников.
4. Михаил Поцхверия (1996-2000)
А вот у этого грузина в Донецке сложилось несколько лучше. Он попал в команду со специфической историей за спиной — игрок запорожского «Металлурга», он был замечен скаутами «Вердера», приглашен в Бремен и даже сыграл несколько матчей за дубль одного из лучших клубов Бундеслиги. Но что-то там не сложилось — и Михаил вернулся в Запорожье, где его и подобрал «Шахтер». Причем перебив предложения от трех московских клубов — как вспоминал сам футболист, «позвонили прекрасные, добрые и хорошие люди, взяли для меня билет, и я оказался в Донецке». За 4 года он сыграл за «Шахтер» 41 раз, забил 13 голов. Известен как человек, у которого тогдашний губернатор Донецкой области Виктор Янукович забрал медаль за победу в Кубке Украины 1997.
5. Сергей Яскович (1997 — 1999)
25-летнего белорусского защитника «Шахтер» присмотрел в минском «Динамо». Сыграл он в течение сезона всего 5 игр. «Жаль, неудачный для меня вышел сезон. Буквально за неделю до начала чемпионата получил тяжелую травму — надрыв связок колена. Потом было сложно наверстывать», — вспоминал впоследствии сам Яскович. В 1999 ушел в «Анжи», где сделал успешную карьеру, параллельно будучи одним из лучших защитников сборной Беларуси.
6. Андрей Штолцерс (1998-2000)
Латвийский полузащитник блеснул в 1998 на Кубке Содружества в составе рижского «Сконто». Его пытались перетащить в московское «Торпедо», но в итоге, более расторопным оказался «Шахтер». Перспективному прибалту, который, к тому же, сразу начал забивать, платили 7 тысяч долларов в месяц — значительно больше, чем даже лучшим из остальных игроков (за что те его постоянно «доставали»). В итоге, особо впечатляющей его донецкую статистику не назовешь — 49 матчей, 14 голов. С приходом Виктора Прокопенко он окончательно потерял место в составе и был отдан в аренду «Спартаку», а потом — продан в английский «Фулхэм».
7. Дайнюс Глевецкас (1999 — 2003)
В 1999 Глевецкасу было 22 года, но он уже имел 5-летний опыт выступлений за «Экранас» из Паневежиса и начал выступать за сборную Литвы. Крепкий защитник пришелся в Донецке ко двору, будучи по характеру типичным «донецким парнем». Дожил с командой до первого украинского «золота», участвовал в первых серьезных разборках с «Динамо». Вспоминал, что ставка в этих зарождавшихся дерби была настолько высока, что за победу над киевлянами можно было получить больше месячного заработка. Вышел в основном составе «Шахтера», одержавшего первую победу над принципиальным соперником в Киеве весной 2001. Покинул команду в 2003, перестав соответствовать высоким требованиям Бернда Шустера.
8. Виталий Абрамов (2000-2002)
Для гражданина Казахстана с русской фамилией донецкий «Шахтер» стал вторым в карьере — в юности он играл за карагандинский клуб с таким же названием. Его трансфер стал инициативой Виктора Прокопенко, знавшего этого полузащитника по совместной работе в волгоградском «Роторе». Тренер давал шансы Абрамову — но после того, как Прокопенко сменил Невио Скала, судьба российского полузащитника была предрешена. Его сначала отдали в аренду донецкому «Металлургу», а потом и вовсе отпустили с Богом (то есть, в «Волгарь-Газпром»).
9. Алексей Ботвиньев (1999-2006)
Российский вратарь, который формально прожил в «Шахтере» 7 лет, так ни разу и не сыграл за основной состав в матчах чемпионата Украины, выступая исключительно за вторую (87 матчей) и третью (19 матчей) команды клуба. Пришел из «Коломны» 18-летним и казался тогда огромным талантом. Его даже сравнивали с Ринатом Дасаевым. Но появление в команде сначала Стипе Плетикосы, а потом Яна Лаштувки максимально минимизировало шансы Алексея — и в конечном итоге, он вернулся в Россию, в раменский «Сатурн». За главный «Шахтер» он сыграл лишь однажды — в Кубковом матче 2004, что позволило ему получить титул обладателя этого трофея.
10. Александр Шмарко (2000)
Еще одна креатура Виктора Прокопенко, еще один бывший игрок «Ротора». Отношения между ними были особенными — сам Шмарко описывал их так: «Поверил в меня, фактически раскрыл меня как футболиста, помог с лечением спины». Пробиться в состав ему было непросто, и, хотя в своих первых интервью он выражал готовность сражаться за это, в конечном итоге сделать этого не удалось — и он ушел, не пробыв к клубе и года. Впоследствии сожалел, что не удалось выиграть с командой Кубок Украины — для Шмарко, хронически «пролетавшего» мимо трофеев, это тогда казалось сладкой мечтой.
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Вадим Самойлов, специально для «Террикона»