2020-й eщe дaжe нe дoшeл дo свoeгo эквaтoрa, нo ужe смeлo мoжнo кoнстaтирoвaть, кaкoe имeннo слoвo будeт признaнo глaвным в гoду — «кoрoнaвирус». Oн удaрил пo всeму и нe oстaвил спорт в стороне. Олимпиада перенесена, футбольное Евро состоится аж следующим летом, боксеры меняют планы подготовки к своим боям как перчатки, а шахматы, хоть и держались из последних сил, тоже вынуждены были уступить. Кандидатский турнир в Екатеринбурге, который должен был определить соперника действующего чемпиона мира Магнуса Карлсена, оборвался на полуслове после первого круга и теперь ждет благоприятного времени для рестарта. Аналогичная судьба постигла десятки и сотни более скромных соревнований.
Шахматисты всех стран и народов очутились в изоляции, как и представители любых других профессий. Матерые профи остались без возможности заработать в престижных турнирах и командных лигах, местные таланты не могут проверить свои силы с ветеранами в чемпионатах городов и областей, а тренеры не в состоянии воочию поинтересоваться у своих учеников, вызубрили ли они, куда ставить коней в испанской партии. Конечно, учебный процесс можно организовать виртуально, это все-таки не бокс по переписке. А процесс соревновательный?
Ответ на этот вопрос попытались найти организаторы из испанского города Ситжес. В декабре они обычно приглашают шахматных любителей и профессионалов насладиться каталонскими красотами, чтобы заодно получить удовольствие на 64-клеточной доске. А сейчас, когда все ценители шахматной игры сидят по домам, энтузиасты решили организовать первый в истории шахматный онлайн-турнир с открытым участием (в шахматной среде это называют турнирами по швейцарской системе — «швейцарками»). Грандиозная затея!
Что же здесь грандиозного, спросите вы? Действительно, шахматисты играют друг против друга по интернету и проводят турниры еще с прошлого века. Но это в подавляющем большинстве молниеносные партии, так называемый «блиц». А организаторы из Ситжеса задумали провести полноценный турнир по «классическим» шахматам, когда каждому из участников отводится на размышления как минимум по полтора часа. И это существенная разница. Все дело в техническом прогрессе и мошенниках (или, как их называют в шахматном мире, «читерах»).
Шахматы, как и любой другой вид спорта, время от времени «болеют». Футбол, например, иногда хворает «договорняками» — матчами с заранее фиксированным результатом. Для бокса более характерна PED-проблема — вещества, улучшающие выступление (попросту говоря, допинг). В шахматах же «договорняки» тоже встречаются, но на данный момент для них более актуальны как раз «педы», у которых компьютерная природа.
Вообще говоря, компьютер уже давно играет в шахматы лучше человека. Скоро будем отмечать 25-летний юбилей победы суперкомпьютера «Deep Blue» над, вероятно, лучшим шахматистом в истории Гарри Каспаровым. Это было в 1997 году, и с тех пор компьютерные шахматы несутся только вперед. Достигнут колоссальный прогресс не только в аппаратной части, но и программной. Теперь почти любая более-менее продвинутая шахматная программа (или, как ее называют, «движок») способна победить чемпиона мира, даже если ее запустить на самом захудалом смартфоне. Этим и пользуются шахматные мошенники, они же «читеры» — с такими подсказками от компьютера они практически непобедимы.
Именно поэтому в интернет-шахматах прежде всего распространен блиц. Если у тебя всего лишь минута на партию (так называемый bullet — «пуля»), подсказки от компьютера тебе не помогут — даже если сможешь добиться с помощью него выигранного положения, то просрочишь время и проиграешь. Если две минуты — «читерить» все еще сложно, но уже вполне реально. Если три — мошенники, увы, встречаются сплошь и рядом. Что же говорить, если этих минут аж девяносто, как в Ситжесе? Тут возможности для читерства практически безграничны.
Разумеется, шахматные организаторы понимали всю серьезность стоящих перед ними вызовов, поэтому заранее очертили перед желающими сыграть в онлайн-турнире ряд правил. Во-первых, любой участник обязан был иметь веб-камеру постоянно включенной, чтобы судьи в видеоконференции Zoom могли проконтролировать «fair play» хотя бы визуально — согласитесь, если какой-либо шахматист периодически уходит из игровой зоны, общается с кем-то посторонним или постоянно косится взглядом в одну и ту же точку, то есть основания полагать, что там скрыт источник подсказки. Во-вторых, игровая платформа Chess.com, на которой и проходил турнир, обеспечивает специальный алгоритм поиска компьютерных подсказок. Например, если процент совпадения с «движком» всех ходов шахматиста составляет 99,5%, это уже наводит на сильные подозрения. Но тут тоже важно не преступить грань разумного — а если у кого-то этот процент составляет 92-93 процента, это уже читер или все-таки талант-самородок? Как быть в таком случае? К тому же, часто встречается «умный читинг» — когда шахматист лишь в определенные (наиболее важные, ключевые) моменты прибегает к лучшим ходам согласно компьютеру.
Теоретически можно было рассуждать долго, но обычно истинное положение вещей выявляет практика. Старт турнира был намечен на 17 апреля. В две категории турнира (A — для высококвалифицированных шахматистов, и B — для юных талантов и любителей) записались свыше 400 ценителей игры со всей планеты. Увы, с первой попытки запустить соревнование не удалось — произошла техническая накладка с регистрацией игроков, так что за виртуальную доску смогли сесть лишь единицы. Стартовый тур пришлось отменить и перенести на следующий день. Правда, и 18 апреля игры не было — на этот раз наплыва шахматистов не выдержал сервер платформы. Кое-кто из участников уже начал роптать, высказывая мнение, что неплохо бы организаторам вернуть уплаченные взносы (они составляли 15 евро с человека, хотя гроссмейстеры и игроки с высоким рейтингом имели право сыграть бесплатно), собранные для благотворительных целей. Организаторы разослали всем зарегистрировавшимся письма, в которых извинились за неполадки, выразили готовность вернуть деньги и пообещали предпринять заключительную попытку номер три. Если бы сорвалась и она, турнир был бы отменен. Но к счастью, 19 апреля все прошло идеально и соревнование запустилось.
Забегая вперед, организаторы проявили себя выше всяких похвал и даже смогли организовать культурную программу. Например, если вы играете в Испании, скажем, в Овьедо, есть немалая вероятность того, что радушные хозяева турнира в один из вечеров поведут вас в сидрерию. Во Франции вам наверняка организуют дружеский блицтурнир, во время которого можно ознакомиться с достопримечательностями местной кухни. Но это все происходит реально, а как быть виртуально? Каталонцы нашли выход: перед восьмым туром они прокрутили для участников занимательный проморолик о Ситжесе, а перед заключительным предъявили шахматистам видеоприветствия от знаменитых чемпионов мира прошлых лет: сестер Полгар, Вишванатана Ананда, Владимира Крамника, Анатолия Карпова. Это было колоссально!
Разумеется, виртуальный характер игры немыслим без каких-либо курьезов. Например, судей в приватном чате постоянно надо было уведомлять о своих планах посетить уборную (не так, как извещал герой Моргана Фримена в «Побеге из Шоушенка», но все же). И это, кстати, весьма серьезный момент, так как в «реальных» турнирах процесс читерства чаще всего происходит как раз в туалетах. Одного игрока, застуканного за компьютерной подсказкой в уборной, шахматная федерация FIDE дисквалифицировала на шесть лет и лишила гроссмейстерского звания. А еще у участников конференции Zoom то и дело включались микрофоны, создавая шумовые помехи, но к счастью, это никак не было связано с предыдущим моментом.
Украинские шахматисты не оставили без внимания такое историческое событие, как онлайн-турнир Ситжеса. По итогам игровой дистанции (9 дней плюс еще один на розыгрыш плей-офф — уже не в «классические» шахматы, а в блиц на выбывание) лучше других себя проявили трое. 17-летний гроссмейстер из Киева, гроза европейских турниров Кирилл Шевченко выиграл первую часть соревнования и отлично проявил себя в плей-офф, выиграв все матчи, кроме одного (Кирилл уступил американцу Ю) и занял высокое пятое место. Блестяще проведя «классику», в плей-офф смог отобраться и опытнейший мастер Михаил Копылов, который сейчас живет в Германии. Его смог остановить только тот самый Ю. Наконец, в шаге от попадания в плей-офф был 10-летний Игорь Самуненков. Юный талант занимал только 104-е место в стартовом рейтинг-посеве, но смог финишировать 24-м — для ТОП-16 ему не хватило лишь половины очка. А выиграл турнир египтянин Адли, который выиграл все свои матчи и положил в карман 1,5 тысячи евро.
Terrikon.com пообщался с украинскими участниками онлайн-турнира и попросил поделиться их своими впечатлениями.
Виталий Бернадский (Черновцы), международный гроссмейстер, который на данный момент входит в топ-сотню шахматистов Европы:
- Во первых, хочу выразить благодарность организаторам, судьям и всем, кто имел отношение к проведению турнира. Я долго сомневался, играть ли мне такой турнир, так как очевидно было, что читеров будет масса, но все же решился и мои ожидания оправдались (четыре читера из шести), после чего из турнира выбыл. На все мои обращения к судьям, судьи реагировали на максимум своих возможностей и оставили о себе только хорошие впечатления, но, к сожалению, умного читера онлайн вычислить невозможно. Мое мнение: пока FIDE не примет строгие наказания к читерам, и они будут чувствовать свою безнаказанность, то с каждым турниром онлайн репутация шахмат будет падать.
Алексей Молчанов (Одесса), международный мастер, мастер спорта, тренер:
- На мой взгляд, Stiges Online — это первый шаг шахмат в киберспорт. Однако, очевидно, что именно в таком формате существовать турниры с классическим контролем времени попросту не могут. Единственная и нерешаемая в домашних условиях проблема — читерство. Нельзя гарантировать отсутствие читерства, даже принудив участников к ряду требований, таких, как включенные веб-камеры, в отдельных случаях — демонстрация экрана, включенный звук и т.д. Систему подсказок отработать несложно, а если на кону будут денежные суммы, то умельцев вскоре мы увидим очень много. Также, тяжело играть партии, когда есть подозрения, что твой соперник может играть нечестно. Отчасти это снижает мотивацию. Но, все-таки, это определенный опыт. Он дал прочувствовать на себе классический контроль времени по интернету, каково это, играть, не чувствуя перед собой соперника. По сути, остаешься один на один с шахматами, и в этом что-то есть.
Если в блиц можно заставить игроков включить веб-камеры, одним из условий указать установку дополнительной 360-камеры в комнате, включить звук и демонстрацию экрана и этого будет почти достаточно для честной игры, то в классику походы в туалет и спокойное течение времени партии открывают куда больше возможностей. Поэтому единственным выходом вижу — проводить такого рода турниры в клубах под присмотром судей. А при поддержке ФИДЕ (или, вдруг, какой-то альтернативной организации) можно устраивать и обсчет рейтинга, и выполнение норм и званий. По моим ощущениям, через компьютер классику играть можно, большое спасибо за такой опыт организаторам. Но формат на будущее однозначно нужно изменить. Домашние условия для этого не подходят.
Вадим Разин (Хмельницкий), гроссмейстер Украины, бронзовый призер чемпионата Европы по быстрым шахматам 2015 года:
- Конечно же, хочется поблагодарить организаторов за такую возможность сыграть в плотной швейцарке, за их старания, за их работу. Турнир был однозначно интересный, формат турнира мне понравился. Так как играло в районе 200 человек, задание было попасть в 16-ку,а там уже игра за основные призы.
Что касается читерства — это отдельная история. Для меня турнир был подорван в 3-м туре. Я играл парнем из России с рейтингом 2150 (уровень кандидата в мастера спорта — прим.). Перед этим во втором туре он обыграл уверенно международного мастера с точностью компьютерной игры 99.2%. Со мной он играл белыми. Добившись выигранной позиции, он предложил ничью, от которой я отказался, и в конце партии он провел геометрическую комбинацию на 6 ходов. Во время партии у него выключалась камера, что засвидетельствовал и судья турнира. После партии я сделал заявление главному судье, но оно осталось просто без ответа. Эта ситуация меня выбила из колеи, 4-й тур я сыграл вничью, затем пару побед и на финише уже развалился. Мое мнение, что побороть читерство в интернет-турнирах невозможно. Люди найдут 100500 лазеек, чтоб играть с подсказками движка. А в общем, благодарен организаторам и судьям за проведение!
Михаил Копылов (Германия), международный мастер, чемпион Донецка 1994 года, чемпион Донецкой области 1998 года:
- Конечно, очень непривычно, все для всех впервые, но в принципе, удовольствие получили, особенно с учетом всей этой обстановки… Из девяти туров у меня подозрения только по одной возникли, все остальные вроде играли честно, даже удивительно (может, мне как-то повезло, думал, процент будет гораздо выше). Пропер 15-летнему гроссмейстеру из Узбекистана — игра подозрительная, поведение еще больше… Стало интересно, посмотрел его все предыдущие партии — подозрения еще больше укрепились (безошибочная игра все 5-6 туров, все время 1-2 линия компьютера). Написал коротенько организаторам, с просьбой проверить — последовал ответ, типа, спасибо, проверим. Вот в принципе и все, такое, наверное,было у каждого. Если решить проблему читинга, было бы все здорово, но как это сделать — не знает никто, и вряд ли задача решаемая. Такая Zoom-конференция, которая была у нас, просто смешно, но даже 360-градусная камера, как предлагают, тоже не идеальная защита.
Игорь Самуненков (Киев), кандидат в мастера спорта, победитель турнира «Юные звезды Украины 2020″:
- Сразу же скажу, что если будут продолжаться классические турниры в формате онлайн при такой организации процесса, то я безусловно считаю, что нужно играть в этих турнирах. Вживую у меня вряд ли была бы возможность посетить этот прекрасный турнир. Состав был очень приличным, довольно много титулованных игроков. Также заметно, что многие рейтинги игроков были занижены, конкретно у меня это были представители из США и Индии. В целом, я достаточно доволен своим выступлением, удалось сыграть интересные и полезные партии, из которых соответственно я получил опыт.
Хотя этот турнир и начался с третьей попытки, но прошел на достаточно высоком уровне. Организаторы и арбитры предпринимали такие меры: всем игрокам надо было находится в онлайн-конференции в Zoom во время своей партии одному с постоянно включенной камерой, и за всем этим наблюдали арбитры. К сожалению, все равно были «забаненные» игроки. Один из моих противников тоже был отстранен от участия в турнире, но это уже было после моей партии с ним, в которой я победил. У всех участников была возможность после партии в течение 30 минут подать апелляцию. И очень приятно, что на последний тур организаторы подготовили ролик с участием многих чемпионов мира. После 9 туров первые 16 лидеров играли тай-брейк навылет. Такое практически не проводится, и это интересно. Еще раз спасибо организаторам и арбитрам за этот замечательный турнир!
Александр Прохоров (Львов), международный арбитр ФИДЕ, тренер ФИДЕ, международный организатор, судья Sitges Online 2020:
- Об этом турнире я слышал недели за две до начала, но поначалу не воспринял это серьезно, наверное, как и многие. Идея мне казалась «crazy» — было понятно, что это не блиц и не рапид, и будут люди, которые захотят спекулировать. Я не понимал, как это возможно организовать технически. А за два дня до старта мне поступило предложение стать судьей — наверное, организаторы рассчитывали, что участников будет намного меньше. Я знаю языки, технические моменты, но для меня это тоже все было новым. Пришлось учиться в процессе.
Читерство? После каждого тура у нас было техническое совещание, «разбор полетов». Какие-то большие случаи мы старались все вместе просматривать. Нам очень помогла система с видеосвязью. Во-первых, все везде записывалось. У нас всегда был доступ к архиву на все 400 участников. Во-вторых, мы в любой момент могли вызвать участника в специальную комнату и переговорить с ним. Он должен был показать свое помещение, есть ли там мобильный телефон на столе, мы могли зайти в компьютер участника и так далее. Мы этим достаточно пользовались, и какие-то результаты это дало. Конечно, мы еще и учитывали профили игроков. У нас была вся информация о каждом игроке. Мы могли зайти на сайт ФИДЕ, посмотреть, когда он играл последние классические партии, какой у него был прирост рейтинга. Последнее решение было за Chess.com. Мог не только поменяться результат партии, но и конкретно забанен человек.
Будут ли такие турниры проводиться и впредь? Конечно, будут. Меня постоянно спрашивают люди со всего мира, как проходил этот турнир, как там судится и тому подобное. Уже есть проект румынских организаторов, где я планирую участвовать. Это будет детский фестиваль на 600 человек. Есть подобные планы и у грузинских организаторов. Как насчет турниров в Украине? Я пока не сильно уверен, что у нас кто-то сможет взять на себя ответственность и провести турнир такого плана. Сейчас более популярны блицы, «пули». Мне нравится инициатива Федерации Кривого Рога, они сейчас организуют блицтурниры, это интересно. Есть Green Chess Cup в Киеве. Но мы пока говорим о маленьком контроле времени.
Когда шахматы вернутся к нормальной жизни? Думаю, не раньше осени — октябрь-ноябрь. Впереди еще 4-5 месяцев затишья — поэтому, хотим мы того или не хотим, придется переходить в интернет.
p.s. Sitges Online позади, и, несмотря на отдельные шероховатости, турнир произвел колоссальное впечатление и оставил неизгладимый след. Станет ли Украина перенимать опыт у прогрессивных каталонцев? Шахматные организаторы, слово за вами! Пускай лето-2020 пройдет не под знаком кризиса, а под знаком онлайн-технологий будущего. Даешь «турнир в смартфоне»!
Анатолий Поливанов, специально для Terrikon.com