Львoвскиe «Кaрпaты» нaкoнeц-тo ушли из рук Пeтрa Дыминскoгo. Eгo вo влaдeнии клубoм сменил Олег Смалийчук, который и ранее фигурировал в управляющей структуре. «Террикон» пытается понять, что значит для клуба эта рокировка…
«Хочу заверить всех болельщиков, Карпаты не умрут. Они будут жить. Этот бренд не погаснет никогда», — сказал Смалийчук в программном заявлении, опубликованном в СМИ.Там — 7 пунктов самого разного толка. Что обращает на себя внимание прежде всего?
До конца сезона Смалийчук не намерен вмешиваться в управление клубом («К руководству и команде у меня есть такое же доверие, как было при предыдущем владельце»). То есть, те долги, которые образовались к настоящему моменту, Смалийчук закрывать не будет.
Как известно, часть клуба (50 процентов) принадлежит Игорю Коломойскому. Поэтому никакого принципиального решения о будущем клуба без него принято быть не может. На это обращает внимание Смалийчук: «Встреча с совладельцем сейчас в приоритете, и все дальнейшие комментарии я буду давать только после встречи с ним».
В любом случае, ближайшее будущее Смалийчук обещает сложное («Нас ждут непростые реформы и непопулярные решения»). Отдельно обещает не тратить свои деньги «на разные махинации, договорняки и работу с судьями».
Теперь сосредоточимся на фигуре Олега Смалийчука. Этот человек родился 28 марта 1980 в древнем городе Галич Ивано-Франковской области. В конце 90-х подался на заработки в Испанию, собирал фрукты в районе Валенсии, там же начал работать скаутом на местный клуб, искал для него молодежь. Постепенно укоренился в этой специальности и попробовал стать мостиком, соединяющим украинский футбол с Испанией. Провернул трансферы таких игроков, как Марьян Швед, Василий Кравец, Алексей Гуцуляк, Орест Лебеденко, Сергей Мякушко.
В 2017 Смалийчук, всегда болевший за «Карпаты», стал вице-президентом этого клуба. Ему удалось поладить с Петром Дыминским, убедить его в необходимости принять испанский вектор развития. Писали, что Дыминский поставил условие: финансирование продолжается до какого-то момента, после чего Смалийчук должен обеспечить самоокупаемость. До этого не дошло. Смалийчук покинул пост в марте 2019 после громкого скандала — в сети появилось видео, на котором он с группой активно настроенных фанатов «Карпат» в одном из львовских баров исполняют песню с оскорбительными по отношению к ФК «Львов» матерными словами. Смалийчук извинился за это и признал, что после такого на посту оставаться не может. Впрочем, с клубом он не порвал и продолжил заниматься в нем трансферами.
Излишней скромностью он не страдает, явно чувствуя себя способным на самые великие дела («Я – агент уровня «Реала» или даже лучше. Я – агент уровня Лиги чемпионов… В своей профессии я достиг своего пика»). Статус владельца клуба, очевидно, воспринимается как следующий шаг в его эволюции. Спасение великого клуба — цель, которую такой амбициозный человек не может не считать интересной.
Необходимо учитывать еще один нюанс. Смалийчук — один из кандидатов на вакантный пост президента УПЛ. Выдвигали его как раз «Карпаты». Надо так понимать, что теперь он из числа конкурентов выбывает — в качестве владельца одного из клубов лиги претендовать на пост ее руководителя как-то сложновато. Таким образом, покупка доли Дыминского формирует новый расклад еще и в смысле будущего УПЛ.
Далеко не все воспринимают появление нового хозяина клуба с оптимизмом. Распространено мнение, что это — не более, чем комбинация с целью убрать Дыминского из официальной сферы, оставив в реальности прежние сферы влияния. Эту версию озвучил бывший игрок «Карпат» Артем Федецкий: «Для меня эта новость о продаже своей части акций «Карпат» Петром Дыминским Олегу Смалийчуку – цирк-шапито. Все футбольные люди понимают, что так будет только на бумаге. По документам президент Олег Смалийчук, а реальным владельцем останется Петр Дыминский. Перспективы я не вижу, хотя, дай бог, чтобы я ошибался».
Лидер фанатского движения «Карпат» Тарас Павлив имеет свое видение ситуации: «Мне кажется, это какая-то многоходовочка, с помощью которой хотят забрать у Коломойского вторую половину. Они долго говорили об этом, когда Смалийчук был еще вице-президентом. У них было 10 разных вариантов как это разыграть, однако в итоге ничего не получилось. Возможно, это продолжение того, что они тогда придумали». Тут можно еще привести распространившуюся в прессе информацию, что еще за сутки до сделки со Смалийчуком Дыминский обсуждал продаже своей доли с неким львовским бизнесменом — но там все «обломалось» в самый последний момент…
Скептически отнесся к смене владельца и экс-генеральный директор «Зари» Сергей Рафаилов,у которого есть мнение по любому событию в украинском футболе: «Чуден футбольный мир Украины. Прочитал новость о Карпатах и ещё раз убедился, что персонажи произведений Ильфа и Петрова вечны».
Есть, однако, и оптимисты. Вот, например, что говорит известный львовский журналист Виталий Павлишин: «Олег Смалийчук зарекомендовал себя менеджером, который умеет зарабатывать деньги. Были у него и ошибки. Но в период, когда он руководил «Карпатами», некоторые футболисты, которые даже не заиграли, все равно принесли клубу деньги. Возможно, он сможет сделать так, чтобы Карпаты хотя бы держались на плаву».
Именно в этом свете и воспринимается смена собственника футбольной общественностью. Сейчас «Карпаты» — главный аутсайдер УПЛ и, если ничего не изменится, покинет лигу. Более того. По информации источников телеканала «Футбол 1″, клуб может не пройти аттестацию, утратит профессиональный статус, прекратит существование и начнет с аматоров. Сейчас реальных финансовых возможностей доиграть этот сезон практически нет.
Многострадальный главный тренер «Карпат» Роман Санжар признался, что о смене собственников команда узнала из СМИ, и только задним числом об этом сообщило руководство. «На пользу ли это команде? Время покажет. Дай Бог, чтобы все было на пользу», — философски говорит Санжар. Вместе с ним, на лучшее надеются и почти все болельщики Украины. Исчезновение такого самобытного клуба с такой богатой истории никому не интересно…
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Вадим Самойлов, специально для «Террикона»