«Зaрю» oбвиняют в нaрушeнии прoтoкoлa бeзoпaснoсти, из-зa чeгo eй грoзят санкции, вплоть до потери очков. Это, безусловно, оживит борьбу за медали. «Террикон» разбирается в этой ситуации, далеко не столь прозрачной, как это может показаться на беглый взгляд…
Надо отметить, что какой-то нервный драйв вокруг «Зари» присутствовал еще до этого скандала. В частности, появилась информация о том, что луганский клуб провел с «Днепром-1″ двусторонний матч во время карантина. Часть журналистской общественности глубоко возмущало, что за такое вопиющее нарушение режима никто не понес ответственности (и вряд ли понесет). Развития эта тема в самом деле не получила, но внесла какой-то вклад в создание определенной информационной ауры.
По сообщению клубной пресс-службы, после полноценного возобновления тренировочных занятий весь состав команды, а также тренерский штаб и персонал клуба прошел тестирование на коронавирус — в дополнение к уже ранее сделанному тесту. Зараженных обнаружено не было. Началась подготовка к возобновлению сезона, проходившая на клубной базе.
28 мая, перед первым матчем после карантина, «Заря» прошла тестирование, позитивных результатов обнаружено не было. 4 июня произошла сдача тестов перед матчем с «Колосом». Об этом на официальном сайте появился фоторепортаж. По ходу дела выяснилось, что проводилось не ПЦР-тестирование (как требуется по протоколу), а экспресс-тестирование (которого недостаточно). Спортивно-медицинский департамент УАФ указал на это, предупредив, что предстоящий матч с «Колосом» будет отменен, если клуб не выполнит требования безопасности.
Процитируем официальное заявление «Зари» по этому поводу, обнародованное в день матча: «28 мая команда прошла первое тестирование на коронавирус, о чем имеются соответствующие документы. Согласно всем рекомендациям у команды есть две недели для прохождения следующего теста. Однако футбольным клубом «Заря» было принято решение провести дополнительное тестирование в рамках экспресс-теста, о чем было сообщено на официальном сайте в четверг 4 июня. Соответствующие документы так же имеются в наличии. Следующий ПЦР-тест запланирован у нас во вторник 9 июня в рамках подготовки к игре с киевским «Динамо». Футбольный клуб «Заря» делает все, согласно рекомендациям МОЗ и своевременно проводит тестирование игроков для проведения футбольных матчей».
Это была реакция на выступление главы спортивно-медицинского департамента УАФ Вячеслава Попова, предупредившего, что «Зарю» могут отстранить от матча и засчитать техническое поражение. «Думают, если в первый раз с экспресс-тестами все прошло, то пройдет снова, но теперь так не будет. Шутки уже закончились», — предупредил Попов. В результате, как известно, матч все-таки состоялся, «Заря» одержала победу, пусть и не без труда. Эти 3 очка позволили команде остаться в борьбе за «серебро» — сейчас, имея на матч больше «Динамо», луганчане опережают их на 3 очка.
Невероятная острота сражения за место в Лиге чемпионов и объясняет накал скандала. Эксперты дружно предрекали веселенькое окончание сезона в этой связи — с массой словесных баталий и использованием всех допустимых средств. Для «Динамо» неучастие в квалификации Лиги чемпионов — жестокий удар и с репутационной, и с финансовой точки зрения. Для «Зари» перспектива впервые в истории прикоснуться к Лиге чемпионов — просто волшебна, что бы там ни говорили о состоянии дел в клубе и о его перспективах. В общем, тут действительно игра с повышенными ставками. И любое скандальное событие, связанное с участниками дуэли, тут же начинает рассматриваться сквозь призму этого всего.
Почему возникла неразбериха с тестированием «Зари»? Тут надо учитывать, что экспресс-тест дешевле, чем ПЦР, который стоит примерно 120-130 тысяч гривен на команду. В этом, вероятно, все и дело. Известный тренер Леонид Буряк, комментируя скандал, отметил, что клубы, стремясь сэкономить, всячески маневрируют со сроками и видами тестов. То же самое имеет в виду Вячеслав Попов в процитированном нами заявлении.
Для экспресс-теста берут кровь из пальца и исследуют ее на наличие антител к коронавирусу. Но из-за того, что антитела вырабатываются в среднем за 5-7 дней, негативный результат может показываться даже в случае заражения. Для проведения теста не нужна специализированная лаборатория, а результат готов в течение часа, но и достоверность результата невысокая — порядка 50%. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) на коронавирус делается на основе мазка со слизистой носа. Результат определяют по наличию ДНК или РНК коронавируса, поэтому он выявляется в любой момент после заражения. Проводят такой тест в специализированной лаборатории со специально обученным персоналом. Точность — около 99%. Подтверждать результат другим тестом нет необходимости.
Разобравшись с «матчастью», зададим вопрос — что дальше? Судя по тому, что матч «Заря» — «Колос» все-таки состоялся, нарушение луганчан не признано достаточно серьезным, и 3 очка они добыли законным образом, раз делегат матча допустил их к игре. Но выясняется, что опять-таки нет! Дважды вышеупомянутый Вячеслав Попов считает, что все произошло неправильно, и делегат Олег Базай не должен был позволять командам выходить на поле. И проблема уже в тесте, проведенном не 4 июня, а 28 мая. Цитируем Попова: «28 мая они проходили тест на иммуноглобулин. Это тест, которым проверяют после ПЦР-тестирования. ПЦР-тестирование «Заря» должна была сделать перед матчем с «Колосом». Назревает скандал, потому что они должны были сделать не тот тест 28 мая. Тогда они должны были сделать ПЦР-тестирование, а сделали на иммуноглобулин».
Из всего этого следует, что история с «Зарей» не закрыта. Как она разовьется, можно только гадать, но основания для санкций в отношении ее УАФ видит. А это уже многообещающая ситуация. И она вносит очень интересный нюанс в борьбу за вожделенное «серебро».
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Вадим Самойлов, специально для «Террикона»