Футбол на деревянном бизнесе: история одной из самых успешных академий в Европе

Нoвoсть o тoм, чтo «Рeaл» пoкупaeт Эдуaрдo Кaмaвингу, eщe рaз напомнила о замечательной футбольной школе клуба «Ренн», воспитанником которого является этот игрок. «Террикон» рассказывает об одной из самых эффективных академий Европы…

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Stade Rennais F.C. (@staderennaisfc)

Современная история академии «Ренна» начинается в 2000. В том же году клуб приобрел бразильского форварда Северино Лукаса, в котором тогда видели потенциальную мировую звезду. За него заплатили 21 миллион евро — немыслимые, несусветные деньги по меркам того времени. Заиграть в «Ренне» Северино так и не удалось, его спихнули в аренду, а потом и вовсе продали. После этого в голове владельца клуба Франсуа Пино переключился тумблер, и он инициировал новую долгосрочную стратегию — упор на воспитание своей молодежи.

Пино — человек известный и очень богатый. В последнем рейтинге Forbes до начала пандемии он стоит на 3-м месте среди французских миллиардеров и на 15-м в мире с состоянием в 34.2 миллиарда евро. Основа его бизнеса — лес и все то, что можно сделать из дерева (мебель и т.д.). Состояние он сколотил еще в 80-х. А когда покупал «Ренн» в 1998, уже считался магнатом и вершителем судеб.

Сейчас ему 85 лет, и он в делах клуба практически не участвует, передав все (ну, почти все) управление сыну Франсуа-Анри (кстати, мужу известной голливудской актрисы Сальмы Хайек). Покупая «Ренн», он отдавал дань своей родине: Пино родился в городке Шан-Жеро на западе Бретани, в департаменте Кот д’Армор. Логичнее, конечно, было бы взять под опеку «Генгам», клуб из одноименного населенного пункта в том же районе. Но с Ренном в жизни Пино было больше связано — там он получил образование, там сформировался как личность. И он принял решение купить «Ренн».

Поначалу ему хотелось быстро добиться национального и европейского успеха. Но случай с Северино показал, что даже солидные инвестиции не гарантируют ничего. И тогда Пино, как говорится, послушал свое сердце и поставил новые цели. Он, как потомок бретонских крестьян, знаменитых своим упорством, в бизнесе чаще всего достигал успеха благодаря именно этому качеству, долгие годы закладывая фундамент будущего процветания. По такому же принципу стала работать и академия «Ренна», задачей которой стало формирование базиса для создания топ-клуба на длительный срок.

Тут надо понимать исторический бэкграунд. Пино начал разворачиваться не на пустом месте. Школа ФК «Ренн» существовала давно, а в 1987 там произошла революция — пришел новый руководитель, харизматичный Патрик Рампильон, бывший игрок команды, и получил от муниципалитета и от привлеченных спонсоров новое финансирование. Был построен новый тренировочный центр. Финансовые вливания позволили повысить уровень преподавательского состава. Кроме того, Рампильон лично подбирал скаутов, выискивая людей с безупречным нюхом на таланты. Именно тогда о школе «Ренна» заговорили как о чем-то выдающемся.

Но вернемся в начало 21 века. «Ренн» (в котором, кстати, Рампильон оставался главой академии) стал искать талантливых подростков по всей стране, привлекать ее в свою систему, где специалисты по воспитанию молодежи доводили ее до призовых кондиций. Фирменным знаком этого предприятия стало умение найти индивидуальный подход к каждому, кто того стоил. Любят вспоминать случай с Усманом Дембеле, которого скауты «Ренна» откопали где-то в Нормандии. Разговор о его переезде в Бретань был непростым, но когда клуб пообещал обеспечить семью полноценным собственным жильем на новом месте, вопрос был решен. Родителей будущей звезды подкупило то, какую заботу клуб проявляет о пацанчике, который еще ничего серьезного собой не представляет.

Но «Ренн» с самого начала раскидывал свои сети гораздо шире. Во-первых, с прицелом на Африку. Во-вторых — на «маленькую Европу»: Скандинавию, бывшие страны советского блока. Примером успеха на этом направлении может служить знаменитый Петр Чех. В 2001 этого 19-летнего вратаря пражская «Спарта» приобрела у клуба «Хмел» за сумму, эквивалентную 700 тысячам евро. В течение сезона Чех установил национальный «сухой» рекорд и стал героем нескольких матчей в групповом турнире Лиги чемпионов, где скромный чешский клуб дважды победил «Порту». Летом 2002 «Ренн» купил его за 5 миллионов евро — а через 2 года продал вдвое дороже «Челси».

Аналогичный беспроигрышный бизнес позволял «Ренну» долгие годы иметь весьма симпатичный финансовый баланс, правда, не добиваясь никаких титулов. Более того — дважды за это время достигая финала Кубка Франции, команда оба раза терпела там поражение, причем не от кого-нибудщь, а от соседнего «Генгама», исторически своего злейшего недруга. И представителя, как мы помним, исторической родины Франсуа Пино — гримаса истории, в полном смысле слова!

Ну, а теперь просто перечислим самых известных выпускников академии «Ренна» за все годы, начиная с 2000. Французы: Усман Дембеле, Ясин Браими, Эдуардо Камавинга, Йоан Гуркюфф, Янн Мвилла, Абдулайе Дукуре, Сильвен Вильтор, Тьемуэ Бакайоко. Нефранцузы: Петр Чех, Мусса Соу, Эдуар Менди, Ким Челльстрем, Андреас Исакссон, Александр Фрай, Томаш Коубек, Камил Гросицки.

Благодаря тому, что клубу регулярно удается продавать своих воспитанников богатым клубам, а самому не особо тратиться на покупки уже сложившихся футболистов, баланс бюджета почти всегда получается положительным. Пика он достиг в сезоне 2016/17 — плюс 33 миллиона евро (тогда дортмундская «Боруссия» купила Дембеле за 35 миллионов, а «Халл» Гросицкого — за 9). Правда, вслед за этим началось движение в другом направлении. Семья Пино заболела новыми амбициями, ей захотелось все-таки и титулов. Именно тогда к практическому руководству пришел младший представитель семьи Франсуа-Анри, при котором начались агрессивные приобретения. Как следствие — минус 38 миллионов в сезоне 2017/18, минус 21 — в прошлом сезоне. Клуб позволяет себе, например, такие покупки, как Исмаила Сарр из «Меца» за 17 миллионов, Рафинья из «Спортинга» за 21 миллион, Жереми Доку из «Андерлехта за 26 миллионов. В результате, нынешний состав «Ренна» стоит 250 миллионов, по данным Transfermarkt — столько же, сколько и у совсем не бедного «Марселя».

Но и результат есть. В 2019 «Ренн» наконец-то взял Кубок Франции, выиграв в финале у ПСЖ. В том же году стал вице-чемпионом страны. Через год занял третье место.

Это, конечно, не значит, что академии чего-то там урезали или что концепция работы с молодежью изменилась. Совсем нет. Просто новый «Ренн» стремится совмещать традиции с амбициями. И получается, в принципе, неплохо.



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Юрий Шелест, специально для «Террикона»