Герой из предыстории: к 50-летию Сергея Ковалева

Сeгoдня испoлняeтся 50 лeт Сeргeю Кoвaлeву — oднoму из лучшиx игрoкoв «Шaxтeрa» 90-х годов. Между тем, он и пришел в футбол вопреки ожиданиям, и ушел раньше, чем хотелось бы. «Террикон» вспоминает эту неординарную футбольную личность…

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от FC Shakhtar Donetsk (@fcshakhtar)

Ковалев признавался, что до 20 лет не представлял себе футбол делом своей жизни. Как-то не видели в нем особых талантов окружающие, и сам он привык относиться к себе соответственно. Хотя учился игре он профессионально, и наставник был, что надо — Петр Пономаренко, маститый игрок «Шахтера» 50-х годов, долгие годы — лучший детский тренер в системе клуба. Вместе с Ковалевым занимались такие ребята, как Сергей Щербаков, Сергей Попов — все быстро попали в серьезный футбол. А вот у Ковалева как-то не задалось.

Впрочем, Пономаренко его помнил и ценил. Это выяснилось чуть позже, когда Ковалева пригласили в команду донецкой шахты Горького. Попал он туда именно по протекции Пономаренко. И уже оттуда перекочевал в макеевский «Бажановец» — на одном из матчей чемпионата области его увидел начальник той команды Евгений Канана. Так скромно начиналась профессиональная карьера Ковалева.

В «Шахтере» он тоже возник не совсем по логике событий. Вот как все получилось, с его слов: «К тому времени у меня уже были приглашения из нескольких команд — из «Кривбасса», например, из «Днепра». Тренер «Днепра» Игорь Емец был особенно настойчив и вел конкретные переговоры относительно моего перехода. Помню мы проиграли кировоградской «Звезде» — 2:3, но я тогда забил два мяча. Игорь Емец был на том матче и сообщил, что приедет на нашу следующую игру, чтобы уже увезти меня в Днепропетровск. И вот эта встреча заканчивалась, я переоделся, выхожу, а в коридоре стоит Валерий Иванович Яремченко, главный тренер «Шахтера». Он подошел ко мне и говорит: «Мы за тобой смотрели, ты нам понравился. Ничего пока не обещаю — ни денег, ни квартиры, но если будешь играть, то все будет. Ведь ты наш, донецкий, зачем тебе куда-то уезжать»!. Неловко я себя почувствовал в тот момент, ведь уже уезжать собрался, да и человек меня ждал. Но, с другой стороны, «Шахтер» есть «Шахтер» — кумир с детства. И опять спасибо Канане. Все уладил Евгений Витальевич».

На тот момент роль Ковалева на поле еще не была определена. Именно Яремченко увидел в нем опорного полузащитника — и на несколько лет закрыл им эту позицию. Ковалев был настойчив, трудолюбив, четко выполнял задачу. Не блистая особой техникой, он умело обращался с мячом и сохранял высокий уровень концентрации на протяжении всего матча. Пожалуй, лишь раз за карьеру он сорвался — в матче Кубка УЕФА с «Цюрихом» в 1998. «Шахтер» был разгромлен при полностью проваленной игре, и Ковалев не выдержал — заработал красную карточку.

Формально в «Шахтере» Ковалев отыграл 8 сезонов — с 1993 по 2001. На самом деле, полноценными получились только 4 из них. Сначала он «вкатывался» в состав, потом пошла тренерская чехарда, из-за которой он даже провел половину одного из сезонов на старом месте — в Макеевке. Но когда окончательно вернулся Яремченко, Ковалев почти сразу стал игроком основного состава. И даже еще в сезоне 1999/00 оставался им — сыграл 28 матчей, забил 1 гол.

В конце концов, его класс стал настолько очевиден, что главный тренер сборной Йожеф Сабо обратил на него внимание — и выставил в товарищеском матче с Грузией. В национальную команду Сергей приехал в отвратительном настроении — как раз только что состоялся тот самый злосчастный матч с «Цюрихом». Но дебют удался. Его выпустили на замену, игра нашей команде давалась легко, и новичок даже сумел отличиться, забив один из 4 безответных голов сборной.

В отборочном цикле чемпионата Европы Ковалева использовали довольно активно. Голов больше он не забивал, но сыграл в 5 матчах группового турнира (в половине — за «основу»). Появился на элитном «Стад де Франс» в Париже, где Украина отстояла героическую нулевую ничью. Сыграл в памятном победном матче с Россией — вышел вместо неожиданно получившего травму Виталия Косовского и прекрасно справился с задачей. Поучаствовал в неудачном для Украины плей-офф за выход на Евро со Словенией.

После активного 1999 Ковалев сыграл за сборную только однажды — следующей весной, в товарищеском матче с Болгарией. А потом случилась неприятность. Во время одной из тренировок он почувствовал резкую боль в животе. Исследование показало, что у него панкреатит — нарушение функций поджелудочной железы. С таким недугом в большом футболе делать нечего. Так Ковалеву пришлось завязать с карьерой игрока в 29 лет…

Он ушел из команды как раз накануне славных дел, до завоевания ею украинского «золота», до реальной борьбы с «Динамо» за гегемонию в чемпионате. Но еще успел прикоснуться к новой странице ее истории — сыграл в первом лигочемпионском сезоне «Шахтера». Сражался с «Арсеналом» на легендарном «Хайбери». Это, наверное, было то, ради чего стоило жить.

Ковалев трижды брал с «Шахтером» Кубок Украины, 4 раза становился серебряным призером чемпионата. Он был важнейшей частью той команды, без которой не образовалось бы последующего «Шахтера». Его легко вспомнить — он остался в нашей, болельщицкой памяти как самоотверженный заметный блондин из центра полузащиты, который всегда сражается, не щадя себя. На которого всегда можно положиться…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Вадим Самойлов, специально для «Террикона»