Юргeну Клoппу сeгoдня испoлняeтся 55 лeт. Прeкрaсный пoвoд, чтoбы поговорить о нем вдумчиво, без суеты и пафоса. Например, вспомнить, из каких предшественников сложился его уникальный стиль, который, конечно же, не возник в воздухе. Об этом и рассуждает Terrikon.com…
Вольфганг Франк
Благодаря этому человеку наш герой, собственно, и стал тренером. С ним они работали в «Майнце», когда Клопп еще был защитником — не самым выдающимся, но добротным. Франк, бравший уроки у самого Арриго Сакки, добивался от игроков максимального погружения в тактические нюансы. «Мы так глубоко уходили в тактику, что, пожалуй, были в шаге от того, чтобы начать тренировать свою команду», — говорил один из игроков «Майнца» Кристиан Хок. Впоследствии он таки пойдет по этому пути.
У Франка сегодняшний юбиляр взял не просто углубленный интерес к тактике, но и конкретный подход к организации игры. «Майнц» строился по зонной системе — грубо говоря, каждый футболист должен был обеспечить покрытие определенного участка поля, в зависимости от того, где он оказался и как складывается ситуация. Таким образом, вместе они покрывали большую полосу поля по всей его ширине. Именно так сейчас действует «Ливерпуль» при контрпрессинге. Франк, однако, имел неприятную черту, которую Клопп не перенял — испепеляющие тренировки, выдержать которые могли не все. В системе Клоппа «физика» очень важна, но подготовительный период куда более весел, чем у «гауляйтера» Франка.
Арриго Сакки
В принципе, родословную Клоппа можно было бы вывести и из «тотального футбола» Ринуса Михелса — принцип «играют все и везде», который практикует наш герой, вполне соответствует идеям голландского гуру. Во всяком случае, этими идеями вдохновлялся Арриго Сакки, а уж он точно — пример для подражания у Клоппа, который прямо говорил: «Я никогда не встречал Арриго, однако всему, что я умею как тренер, я научился у него». Идея ориентированных на мяч компактных смещений всей команды — именно оттуда.
В конце 80-х Сакки совершил переворот в европейском футболе, реорганизовав «Милан» на новых принципах. Они вытекали из «тотального футбола», которым итальянский тренер восхищался с молодости, но имели четкий итальянский акцент — играть в этой стране и не думать об обороне невозможно. Сакки не первым придумал прессинг по своему полю (его активные элементы мы легко обнаружим хоть у Валерия Лобановского), но первым сделал это системой и добился от игроков такой подготовки, при которой они могли вести такую игру весь матч. Максимально разумная универсализация каждого в его команде — тоже то, что мы можем наблюдать у Клоппа. Когда Мохаммед Салах, Джордан Хендерсон и Трент Александер-Арнольд разыгрывают свои знаменитые «треугольники» не правом фланге — кто из них защитник, кто полузащитник, а кто — форвард?
Ральф Рангник
Самый очевидный «крестный отец» Клоппа — несколько дискредитировавший себя в последнее время Ральф Рангник, изобретатель знаменитого «гегенпрессинга», системы, которую Клопп впитал в полном объеме, полностью признавая авторство изобретателя (но впоследствии, конечно, развил так, что изобретателю и не снилось).
Суть «гегенпрессинга» — в том, что команда, потеряв мяч, не перегруппировывается для обороны, а тут же вступает в отбор, стараясь вернуть себе владение в кратчайшие сроки. Как правило, если это удается, моментально появляется возможность атаки — причем соперник, деморализованный быстрой потерей, сопротивляется уже не так организованно. «Лучший момент для выигрыша мяча — сразу после того, как ваша команда его потеряла. Соперник все еще ищет ориентиры, куда передать мяч. Он отвлекся от игры, чтобы совершить захват или перехват, и потратил энергию. И то, и другое делает его уязвимым», — рассуждает Клопп.
Билл Шенкли
На этом человеке Клопп не рос, его идеями не вдохновлялся, но, попав в «Ливерпуль», абсолютно вписался в образ легендарного клубного тренера — первого, кто сделал «красных» великими, на чьем багаже они доехали до статуса европейского гегемона. Никто так, как Шенкли, не умел «зажигать раздевалку». Шенкли был великим мотиватором, от него пошло нынешнее ливерпульское самосознание — мол, чтобы ни случилось, а мы все равно лучшие. Придя на это место, Клопп сделал все, чтобы годы неудач забылись, а победоносный настрой Шенкли вновь заработал.
«Когда дело доходит до мотивации игроков, Клопп – специалист. Он всегда находит правильные слова, чтобы придать нам больше уверенности перед матчем. Он очень искренне любит игру. Мы все видим, насколько он верит в свой план и насколько он уверен в своих футболистах», — говорит вратарь Алиссон Беккер. » Он умеет каждый день мотивировать по-новому», — говорит Роберто Фирмино. Со времен Билла Шенкли не было у «Ливерпуля» тренера с такой харизмой, пишут эксперты.
Арсен Венгер
«Для меня Арсен Венгер действительно особенный специалист, я обожаю его, он мой кумир. Наблюдая за «Арсеналом» в последние десять лет, я вижу почти превосходный футбол. Я не могу так тренировать, потому что я другой человек, возможно, не столь терпеливый, мудрый. Но стили у нас и вправду схожи», — говорил Клопп, приступая к работе в «Ливерпуле».
Что он имел в виду? Неизменную приверженность Венгера изящному, эстетичному, атакующему футболу. Вся идеология Клоппа, весь его контрпрессинг, зонная оборона и «треугольнички» — все заточено под то, чтобы у команды возникало много моментов для взятия ворот. И если Венгер — действительно его кумир, понятно, откуда растут ноги у нынешнего суперрезультативного футбола «красных»…
Федор Ларин, специально для «Террикона»
another languages: uk