Oдним из глaвныx тaлaнтoв, зaблистaвшиx в сoвeтскoм «Шaxтeрe» зa всю eгo историю, был Виталий Хмельницкий, впоследствии — многократный чемпион СССР и игрок сборной страны. В Донецке он поиграл немного, в Киеве его быстро заметили и немедленно оприходовали. И впоследствии много раз «Хмель» выходил на поле стадиона, где начиналась его карьера. Terrikon.com отслеживает историю его противостояния с бывшим клубом …
Первое появление Хмельницкого во вражеском составе на донецком газоне состоялось 9 мая 1965. Матч проходил на стадионе «Локомотив» при полном аншлаге — 40 тысяч зрителей. Публика осталась довольна — «горняки» победили, причем до самых последних минут вели 3:0, к полному восторгу трибун, наслаждавшихся невиданным разгромом. На исходе матча киевлянам удалось отыграть два гола, но спасти матч они уже не успевали. Хмельницкий честно отработал все 90 минут – в составе он уже успел стать важным элементом, но никак особо не отличился. Более того — отчеты фиксировали низкое качество его игры. И только в конце он оживился и отметился «ассистом» — на 85-й минуте подал во вратарскую, где его партнер Дровецкий забил первый ответный гол.
Следующий год для киевлян оказался чемпионским, команда у них просто рвала и метала, Хмельницкий забивал довольно часто (к моменту встречи с «Шахтером» 27 июля — уже 6 раз). Но в Донецке у него опять не получилось. На том же стадионе «Локомотив» («Шахтер» завершали реконструировать) он результативными действиями не отметился. А «Динамо» победило 2:0 при уверенной игре с голами совсем еще молодого Мунтяна и уже бывалого Бибы.
Через год «горнякам» удалось взять реванш — 2:1. Играли уже на обновленном «Шахтере», на игру пришло 42 тысячи зрителей. Матч получился динамичным, полным борьбы. В составе «горняков» тон задавали зрелые новички, экс-киевляне Лобановский и Базилевич, желавшие доказать своему бывшему клубу, что зря их оттуда списали. Оба гола у «Шахтера» забил Базилевич. Хмельницкого на поле видно особо не было — его, как и прочих представителей киевской атакующей линии, плотно прихватила донецкая защита, в которой временами скапливалось до шести человек. Там никто особо не развернулся.
Не удалось Хмельницкому забить и в следующем матче на донецком газоне 27 июля 1968, но контекст был уже совсем другой. На сей раз плотной опеки «Шахтер» предложить то ли не смог, то ли не захотел, и форвард «Динамо» разгулялся не на шутку. Его противостояние с защитником «Шахтера» Александром Поллаком превратилось в избиение младенца: раз за разом Хмельницкий обыгрывал оппонента, проводившего первый сезон в Высшей лиге, и обострял ситуацию. Сам не забил, но до такой степени затерроризировал несчастного Поллака, что тот отправил мяч в свои ворота. Это и решило судьбу поединка в пользу «Динамо», победившего со счетом 3:2. Поллака, кстати, с поля тут же убрали, от греха подальше. В общем, Хмельницкий сделал свое черное дело.
Следующий матч в Донецке 15 августа 1969 «Динамо» тоже выиграло, но уже более легко, без излишнего драматизма. В отчете об этом поединке писали, что киевляне чувствовали себя на стадионе «Шахтер», как дома. Счет 2:0 отразил их преимущество, которое, может, подавляющим и не было, но шансов противнику особых не оставило. Хмельницкий играл весь матч, но в многочисленных описаниях атакующих действий киевлян совершенно отсутствует — как будто и не было его на поле.
Продолжал Хмельницкий свой аккуратную безголевую серию против бывшей команды на ее поле и в чемпионате 1970. 2 апреля заполненный до отказа стадион «Шахтер» в прекрасную весеннюю погоду наблюдал за тем, как их команда изо всех сил отбивается от киевских атак. Один гол «Шахтер» все-таки пропустил (его забил Бышовец), сам забить не смог, проиграл — и начал сезон, в котором ничего выдающегося не показал. Хмельницкий, не сумев поразить ворота «Шахтера», таким образом, уже шестой раз подряд уезжал из Донецка, не солоно хлебавши.
То же самое повторилось и 2 мая 1971. Опять 0:1, опять Хмельницкий в составе — и опять журналисты, описывающие матч, о нем молчат. Это был последний визит форварда в Донецк — в следующем году его карьера завершится, и в городе, где начиналась эта карьера, он больше не сыграет. Таким образом, донецкие ворота от него так и не пострадали. Чего было в этом больше — невезения или нежелания вредить бывшей команде — мы можем только гадать. Хотя второе, конечно, вряд ли. Хмельницкий отличался неистребимой жаждой борьбы, забивать хотел всегда и везде, боролся яростно и делать кому-то поблажки вряд ли стал бы.
Но факт есть факт. Он еще более интересен, если учесть, что в киевских матчах Хмельницкий «Шахтеру» забивал исправно, отличившись в 4 из 7 матчах за эти годы. А 18 августа 1971, например, «отгрузил» «горнякам» даже два гола. Это был огненный матч, «Динамо» выиграло 4:3, счет менялся, как в калейдоскопе. Хмельницкий забил сначала «в раздевалку», на 43-й минуте (сделал счет 2:2), а потом — сразу после начала второго тайма, на 47-й минуте, что практически и решило судьбу матча. Так что никакой такой специальной жалости к «Шахтеру» не испытывал.
Но вот в Донецке не забивал. Будем считать — из уважения…
another languages: uk