Oднo из сaмыx oжидaвшиxся (нo, кoнeчнo, нe сaмыx жeлaнныx) сoбытий трaнсфeрнoгo месяца случилось. Ярослав Ракицкий стал игроком «Зенита». Провожая его, «Террикон» вспоминает все то лучшее, что оставил он в нашей памяти…
Ярослав Ракицкий покидает «Шахтер».
Подробности: https://t.co/YZavSnrpii
ФК «Шахтер» благодарит Ярослава Ракицкого за годы, проведенные в команде, за профессионализм, за яркую и страстную игру, за его «оранжево-черное» сердце. pic.twitter.com/MCnsVleQoy
— ⚒FC SHAKHTAR DONETSK (@FCShakhtar) 28 de gener de 2019
10 сезонов, проведенных Ракицким в футболке «Шахтера» — это время, которое вместило в себя огромную удачу, множество трофеев — и больше горе с невосполнимой утратой. Он пришел в сезон, когда «Шахтер» исполнил мечту — выиграл Кубок УЕФА. Он пережил счастье, растянутое в годах — потому что выступление на «Донбасс Арене» было постоянным, непрекращающимся счастьем. Он пережил небывалую полосу удач — 5 украинских чемпионских титулов подряд. И ему пришлось вместе с командой покинуть город, который он полюбил по-настоящему. Пришлось скитаться по Украине в поисках новой «базы». Пришлось постепенно расставаться с надеждой еще хотя бы раз выйти на газон донецкого звездного стадиона…
Такова была и карьера Ракицкого, сотканная из противоречий, отмеченная отдельными неудачами — но безусловно успешная, если брать ее в целом.
Волшебная нога
Сейчас уже мало кто вспоминает, что Ракицкий начинал на левом фланге обороны и выглядел там весьма неплохо. Первое его появление в основном составе «Шахтера» было именно на этой позиции — в товарищеском матче с «Бешикташем» в сентябре 2009 он заменил Артема Федецкого. Но Луческу он казался более полезным в центре — и Ракицкий перешел в центр, где стал одним из лучших за всю современную историю «Шахтера». И сейчас уже кажется, что он рожден был центральным защитником — решительный, неуступчивый, умело выбирающий позицию и изумительно начинающий атаку своей команды.
В фольклоре мирового футбола, конечно, останется фраза Пепа Гвардиолы: «Левая нога Ракицкого — одна из лучших, что я видел в своей карьере». Это было сказано в феврале 2015, когда «Шахтеру» предстояли матчи с «Баварией» в 1/8 финала Лиги чемпионов. Гвардиола помнил Ракицкого по своим барселонским временам, когда судьба не один раз сводила его с «Шахтером». Эта нога… Эта знаменитая диагональ, которой Ярослав находил партнера на фланге атаки — и «Шахтер» сразу получал перспективное продолжение!
В поисках самой гениальной передачи Ракицкого память натыкается на матч с «Ромой» в прошлогодней Лиге чемпионов. Помните? Безнадежно проиграв первый тайм (слава Богу, что всего 0:1), команда пыталась прийти в себя. Ракицкий получил мяч у своей штрафной. Стандартная, ничем не чреватая ситуация, которая в 9 случаях из 10 заканчивается пасом на ближайшего партнера. Но игра, уплывающая от «горняков», требовала чего-то другого. Ракицкий это чувствовал — и смотрел не вокруг себя, а вперед, туда, где команда должна была искать шансы. И заметил рывок Факундо Феррейры. Ах, что за пас он выдал аргентинскому товарищу! Он отрезал сразу всю «Рому в полном составе. Факундо получил мяч, пролетевший мимо 5 человек во вражеских белых футболках. Не забить после такого паса было бы преступно. Так начиналась та победа, которой, казалось, уже и не пахло.
Брутально выглядевший Ракицкий никогда не имел репутации костолома. Наоборот, сквозь его грозный вид проглядывал недюжинный футбольный интеллект, реализовывавшийся в моментах вроде описанного…
С «Донбасс Ареной» у него были особые отношения. В матче открытия («Шахтер» тогда разгромил «Оболонь» 4:0) молодой защитник был признан лучшим игроком. Этот волшебный стадион всегда придавал «Шахтеру» какую-то дополнительную силу — но, кажется, что Ракицкий черпал от него больше остальных. Они как-то удивительно подходили друг другу. Может, это обманчивая психология болельщика, может, все дело было в простом совпадении обстоятельств — в том, что он стал основным центральным защитником как раз в тот период, когда новая арена стала атрибутом донецкого футбола?
Нетипичный случай
Для Мирчи Луческу Ракицкий был нетипичным случаем. Тренер, не слишком-то расположенный к украинским игрокам, новому защитнику стал доверять очень быстро. 20-летний парень, почти не имевший международного опыта, осенью 2009 стал активно играть в Лиге Европы. А поскольку команда постоянно побеждала, то его появление в глазах тренера выглядело вполне оправданным. И Ракицкий стал основным. Помог, конечно, сенсационный отъезд в «Барселону» Дмитрия Чигринского — но с ним или без него, Ракицкий был тогда очень хорош, и лучшим молодым футболистом Украины его признали совсем не случайно.
Ракицкий во всем был нетипичным случаем. Назвать его безгрешным не повернется язык. Его путь был отмечен грубыми ошибками — но сумма того полезного, что он сделал для клуба за 10 лет, многократно перевешивает. По характеру скорее индивидуалист, он при этом умудрялся быть тем цементом, который склеивает части команды — по крайней мере, небразильскую ее часть. Его острые, как бритва, замечания на тренировке могли обидеть насмерть — но они же и мотивировали партнеров становиться лучше.
«Он только кажется грубым. Дома он совсем другой. Дома, с дочкой, он родной и нежный!» — написала как-то в сети Ольга Ракицкая, супруга защитника, присовокупив к этим словам фотографию, на которой незнакомый нам Ракицкий смотрит на своего ребенка с невыразимой любовью. Мы привыкли воспринимать его одномерно — но он всегда был сложным, как в игре, так и в жизни. Не из этой ли сложности вырос его уход в «Зенит»?
С начала сезона много писали об ошибках Ракицкого. Действительно, это не могло остаться незамеченным. Он почти в каждом матче делал что-то не так. После злополучного матча с «Манчестер Сити», проигранного 0:6, эксперты обратили внимание на то, с чего все началось — с того, что Рияд Марез несколькими простейшими финтами оставил защитника «Шахтера» не у дел, прострелил в штрафную, где Давид Силва спокойно замкнул передачу. Ну, и классическая, демонстративная замена в матче с «Динамо» после целой серии ляпов, один из которых только каким-то чудом не привела к гол. На 59-й минуте Фонсека убрал Ракицкого с поля и отмахнулся от оправданий, которые тот вроде бы пытался высказать. Вот тогда и заговорили о том, что дни Ярослава в «Шахтере» сочтены…
Посмотрим, что в его лице приобрел «Зенит». Ну а то, что потерял в его лице «Шахтер», очевидно. Ракицкий оставался одним из носителей того «горняцкого духа», которые в команде всегда оставались, какую бы «легионерскую инъекцию» она не получала. Вот это точно трудно будет восполнить. Ничего фатального в его уходе с игровой точки зрения нет — тем более, теперь, с приходом Валерия Бондаренко, обещающего вырасти в очень серьезного мастера. Но ментально Ракицкого «Шахтеру» будет не хватать.
И, конечно, такого человека мы не скоро забудем…
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Вадим Самойлов, специально для «Террикона»