22 oктября 1997 киeвскoe «Динaмo» в рoдныx стeнax дeклaссирoвaлo «Бaрсeлoну». Дo этoгo ктo-тo eщe мог сомневаться в том, что Валерий Лобановский создал очередную «команду мечты». 22 октября это стало ясно всем. «Террикон» вспоминает эпохальный день…
Возрождение команды
Возвращение Лобановского в январе 1997 вызвало восторг поклонников «Динамо» и скепсис многих более прохладных наблюдателей. Погрузневший, немного меланхоличный на первый взгляд великий человек как-то не был похож на оживленную мечту. Да и не верилось, что он может создать какое-то новое качество на той почве, которая тогда питала национальный футбол. В пределах Украины «Динамо» и так не знало конкурентов, штампуя один чемпионский титул за другим. А на международной арене… Ну, разве кто-то всерьез верил, что украинский клуб сможет чего-то достичь в Лиге чемпионов?
На международной арене «Динамо» имело тогда скверную репутацию, в которой сплелось все — и «дело Лопеса Ньето», и чисто соревновательные неудачи. Последняя лигочемпионская попытка обернулась провалом. В августе 1996 в отборочном раунде киевляне дважды проиграли венскому «Рапиду» — 2:4 и 0:2. После этого им пришлось самоутверждаться в 1/32 Кубка УЕФА. Соперник был совсем не великий — швейцарский «Ксамакс». В гостях «Динамо» проиграло 1:2, дома выдало совершенно беспомощный нулевой матч. На этом великий европейский поход закончился..
Лобановский вернулся в Киев после нескольких лет работы со сборными ближневосточных стран — сначала Эмиратов, потом Кувейта. Провалов там не было, но особых взлетов — тоже. По крайней мере, таких, чтобы поразить воображение украинского болельщика. Ему только что исполнилось 58 лет — совсем не много для тренера, но порой казалось, что его век уже минул, что только в советской футбольной системе он и мог добиваться успехов…
Лобановский принял команду, в которой числились настоящие футбольные бриллианты вроде Шевченко, Реброва, Белькевича. Но команды не было. Его предшественник Йожеф Сабо внедрил в состав многих молодых исполнителей, не воспользоваться которыми хороший тренер не мог. Но было там кое-что, категорически не устраивавшее Лобановского. Какой-то разброд и шатание, несовместимые с его понятиями о командном духе. С этим требовалось покончить любой ценой.
В итоге, кое-кто местом в команде поплатился. И прежде всего — главный талант и авторитет тогдашнего «Динамо» Виктор Леоненко. Сейчас он вспоминает об этом уже спокойно: «Я по старой привычке все пытался играть в «свой» футбол, немного не поняв схемы Валерия Васильевича. Опять же, кому-то из партнеров рассказывал, когда и куда мне нужно отдать передачу. Лобановский такого терпеть не стал и прямо сказал: «Мне второй тренер не нужен. Тем более на «поляне»».
Взамен, из-под рук Лобановского выходила команда, послушная его воле и способная на выполнение сверхзадач. Рождалась она непросто, но родилась довольно быстро.
Возвращение в Европу
Европейский сезон 1997/98 «Динамо» начинало с первого квалификационного раунда. Проблем там не возникло — «Барри Таун» из Уэльса был побежден 2:0 и 4:0. Половину голов забил Юрий Максимов. Шевченко пока молчал…
Заговорил он во втором квалификационном раунде, где киевлянам противостоял датский «Брондбю». Гостевой матч наша команда провела очень хорошо, и победа 4:2 (с голами Гусина, Шевченко, Реброва и Головко), казалось, гарантировала выход в групповой турнир. Но дома «Динамо» изрядно потрепало нервы тренеру и болельщикам. Пропустив быстрый гол, на тяжелом газоне команда Лобановского смотрелась бледно. В первом тайме «Брондбю» мог забивать еще, а «Динамо» ни разу не попало в створ. Впервые после возвращения в Киев поведение Лобановского напомнило нам, что он может нервничать.
Все кончилось счастливо для него и его команды. Отыграться «Динамо» не смогло, но счет 0:1 устраивал киевлян. И они после двухлетнего перерыва вернулись в групповой турнир Лиги чемпионов.
Шансы «Динамо» на выход из группы, где играли «Барселона», «Ньюкасл» и ПСВ, выглядели весьма призрачными. Но «Динамо» в первом же матче удивило Европу, победив в Эйндховене 3:1 (голы — Максимов, Ребров, Шевченко). Потом последовала глупейшим образом упущенная домашняя победа над «Ньюкаслом» — ведя 2:0 (голы — Ребров, Шевченко), позволили сопернику дважды забить в заключительной 15-минутке. Все это были заявки на величие. Страна видела, что перед ней — уже другая команда, что Лобановский свое дело делает. Но на что действительно способна эта команда? Ответ должен был дать матч с «Барселоной» 22 октября.
Чудо номер три
Та «Берселона» была, конечно, не та, что сейчас. И переживала не лучшие времена в своей истории. Но звезд высочайшего класса имела достаточно — Фигу, Ривалдо, Райцигера, Луиса Энрике, Дюгарри, Фернандо Коуту… В Киев «Барселона» приехала всего с одним набранным очком в группе Лиги чемпионов. Было ясно, что гости постараются смять, деморализовать хозяев. Намечалось захватывающее зрелище. Нечего и говорить, что 100-тысячный тогда еще «Олимпийский» был забит под завязку и поддерживал своих бешено.
Лобановский дал установку на активное начало и высокий прессинг с первых же минут. «Барса» немного растерялась. И быстрый гол пропустила — но там не было вины ни защитников, ни голландского вратаря Хеспа. Ребров ударил почти с нулевого угла так, что никто не спас бы. В последний момент он выкрутил мяч хитрейшим образом — и тот по странной дуге влетел в ближний верхний угол, под самую перекладину — комментаторы всех стран и народов только ахнули.
«Барселона» пыталась сразу же отыграться. Потом пыталась просто отыграться. Потом пыталась хоть что-то наладить впереди. Но «Динамо» было готово к любой игре. Впереди — тонко комбинировало, сзади — плотно и самоотверженно «висло» на сопернике. Количество заблокированных барселонских ударов в тот вечер было невообразимым. Мяч не мог найти никакой дороги к киевским воротам, как ни старались Фигу с Ривалдо.
А на 34-й минуте счет был удвоен. После удара Реброва мяч в штрафной отскочил к Максимову — и тот с ходу вколотил его в ворота. Хесп и рад бы был броситься, куда надо, если бы это было физически возможно…
Разрушив игру гостей, киевляне выходили на второй тайм спокойно, прекрасно понимая, что делать. А делать-то всего и нужно было, что продолжать долбить в ту же точку. Калатонцы и так уже выглядели деморализованными — а с каждой минутой, несомненно, нервничали бы еще больше.
Все так и вышло. На 63-й минуте за фол последней надежды удалили вратаря Хеспа — он за пределами штрафной сбил рвавшегося к воротам Шевченко. Вышедший третий голкипер Карлос Бускетс (отец нынешнего барселонского Буксетса) простоял «сухим» лишь 2 минуты. В очередной разрывной атаке Шевченко отдал на свободного Калитвинцева, и тот с линии штрафной хладнокровно поразил угол ворот.
Для «Барселоны» все было кончено.
Так родилась великая команда — уже третья по счету в карьере Лобановского, после 1975 и 1986. Потом был еще более унизительный разгром «Барселоны» на «Капм ноу» с хет-триком Шевченко. Потом была победа в группе. На следующий год — полуфинал Лиги чемпионов с трагически упущенной победой над «Баварией». Это «Динамо» заставляло дрожать всю Европу. А родилась третья «команда мечты» Лобановского в тот осенний день — 22 октября 1997…
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Федор Ларин, специально для «Террикона»