36 днeй дo Oлимпиaды в Риo, a у Укрaины в боксе всего две мужских и одна женская лицензии. Последний шанс добавить пропуска на Игры — турнир в Венесуэле (3—8 июля). Здесь наряду с любителями боксируют бойцы WSB/APB и могут профессионалы, которым разрешили участие в ОИ. В составе Украины, уже проходящей акклиматизацию в Варгасе, нет ни одного профи, да и большого наплыва их, судя по всему, не предвидится.
НЕДОДУМАЛИ. «Да, в начале июня после конгресса AIBA объявили, что профессионалы могут отбираться на Олимпиаду, — рассказала нам вице-президент Лиги профибокса Алина Шатерникова. — И только тогда же создали технический комитет, отвечающий за критерии допуска профи к Играм. Например, с каким послужным списком может быть боец — 50 поединков или 15, может ли это быть чемпион мира. Или каждая заявка будет рассматриваться в индивидуальном порядке: этот нравится, потому что он звезда HBO, а этот нет, потому что у нас плохое настроение… До сих пор ни нам, ни в Федерацию бокса не прислали полного разъяснения. Когда шла регистрация на турнир в Венесуэлу, в каждом весе можно было заявлять по одному человеку, в том числе боксера-профессионала. Но когда мы запросили критерии, например, если в весе Манукяна (91 кг) заявим, предположим, Усика, вы его допустите или нет? — нам так ничего толком и не ответили. А боксер-профи не может просто прийти и сказать: «Я хочу выступать в Рио». Он должен завоевать лицензию как раз в Венесуэле. Объективно шанс на лицензию в Варгасе, на мой взгляд, у Матвейчука (64 кг) и Манукяна (91 кг). А как оно будет, только Господь Бог знает».
ОТБОР НА ОИ. «AIBA забыла, что боксер-любитель — не машина, — уверена Шатерникова. — Этот режим отборочных соревнований изнашивает боксера до Олимпиады. После Венесуэлы до Игр останется лишь три недели. После таких нагрузок восстановиться и подойти в топ-форме очень тяжело».
ТУЗИК И ТРЯПКА. Не в восторге от участия профи в ОИ и мировые организации. Так WBC пригрозила исключить их из своего рейтинга. «Задача федерации любого уровня прежде всего забота о боксере, чтобы риск его здоровью во время поединка был минимальным, — продолжила Алина. — И вот представьте себе, когда на Олимпиаде очутится совсем молодой спортсмен, например, из Алжира, и тут приезжает какой-нибудь Рикардо Майорга, который таких юных и талантливых разбивал на протяжении многих лет. Это же полностью нивелирует понятие правильной конкуренции. Алжирец никак не справится с Майоргой, только в ситуации а ля «лаки панч». Я противник того, чтобы боксер уровня Володи Кличко приехал на Игры и разбил всех, кто буквально пахал весь этот цикл в четыре года. Зачем тогда страна готовила спортсмена? В маленьких весах профессионалы из Филиппин, Мексики, Пуэрто-Рико настолько быстрые и жесткие боксеры, что любителей разорвут, как Тузик тряпку. Да, есть разница, когда ты готовишься на один бой или на целый турнир. Но с такой подготовкой, какую проходят Ломаченко и Постол, они спокойно справятся с длительным чемпионатом. Я могу поддержать решение AIBA, если у бойца в профи не более 15 боев. Но когда речь идет о топовых, а все мы слышали заявление, что и Хан не прочь поехать в Рио, я против. Если кто-то из наших профи хотел в Рио, они должны были обратиться в ФБУ, которая ставит нас в известность. Тогда мы должны приостановить действие лицензии боксера-профи. Но к нам никто не обращался».
ДЕНЬГИ. «С какой целью это все задумала AIBA? Загадка, — говорит Шатерникова. — Но могу предположить, что профессионалов решили привлечь, чтобы появился больший интерес у мировых телеканалов, которые платят деньги. Таких как HBO или Showtime. Это чистая коммерция».