Босые ноги, золотой гол и ушибленный пенис Пьетро Анастази

17 янвaря нa 72-м гoду жизни скoнчaлся Пьeтрo Aнaстaзи — oдин из сaмыx рeзультaтивныx нaпaдaющиx итaльянскoгo футбoлa конца 60-х — начала 70-х годов. В карьере этого игрока было достаточно поворотов — как триумфальных, так и анекдотических. О них сегодня вспоминает «Террикон»…

Ci ha lasciato Pietro Anastasi, un campione indimenticabile, uno dei simboli del calcio bianconero degli anni ‘70. Il cordoglio della Juventushttps://t.co/2NeHURxUrn pic.twitter.com/wityKwgnLY

— JuventusFC (@juventusfc) 17 января 2020 г.

Звездным часом в карьере Анастази стал финальный матч чемпионата Европы. Точнее, там было два финала. В первом итальянцы и югославы не смогли определить победителя — 1:1. По тогдашнему регламенту, если в основном и дополнительном времени не выявлялся победитель, назначалась переигровка. Повторный матч состоялся через день. Югославы, игравшие практически тем же составом, такой нагрузки уже не выдержали. Итальянцы сделали 5 замен и выглядели намного свежее.

Анастази провел оба матча. Ему было 20 лет, он был крепок, как бычок, полон сил и энтузиазма. Он выглядел свежим, быстро соображал — и когда понадобилось, все сделал как надо. На 31-й минуте он принял мяч у линии штрафной — и, не давая ему опуститься на газон, с полулета из-под двух защитников пробил точно под штангу. 19 минутами ранее отличился его партнер Луиджи Рива — так Италия вымучила для себя первый (и последний) европейский титул.

На тот момент Анастази был еще никем. Первый финал с югославами стал его дебютным матчем за «скуадру адзурру» — место в составе он получил только потому, что не смог играть один из лидеров команды Джанни Ривера. В Серии А к тому моменту он провел лишь сезон с заштатным «Варезе» — правда, сезон славный, с 11 забитыми голами, восхищенными отзывами в прессе и переходом в «Ювентус» за 660 миллионов лир (рекордная сумма для тогдашнего кальчо). То есть, Анастази, конечно, был еще никем — но уже Никем с большой буквы, если можно так выразиться.

На самом деле, Анастази в тот момент был неотесанной деревенщиной, правда, как говорили о нем окружающие — очень самоуверенной деревенщиной. Его никогда не смущало ни его крестьянское происхождение, ни то, что детство ему пришлось провести в вопиющей бедности. Семья жила в дружной тесноте (7 человек в 2 комнатах), денег не хватало ни на что, и хотя Пьетро с младых ногтей с ума сходил по футболу, играть в обуви он себе не мог позволить — вторую пару обуви ему бы никто не купил. Поэтому он играл босиком. «У меня ноги, как копыта!» — шутил он по этому поводу. Юмор Пьетро был под стать его происхождению.

Он был хорошим, веселым, непосредственным и незлобным человеком, причем из тез, кто вечно попадает в какие-то нелепые ситуации. Самая большая нелепица с ним случилась перед чемпионатом мира 1970, куда он по всем параметрам проходил. Еще бы — к тому моменту он вышел в главные бомбардиры «Юветнуса», причем начал забивать в этом клубе с первого же сезона (хотя несколько первых месяцев было туго). В том первенстве Серии А, которое завершилось накануне чемпионата мира, на его счету оказалось 15 голов (третий общий результат). В общем, он с Луиджи Ривой составил бы прекрасный атакующий дуэт. Составил бы…

Перед самым чемпионатом мира происходит следующее. Завершается очередная тренировка сборной Италии. Футболисты идут в душевую, где у Анастази завязывается шуточная потасовка с массажистом — эти двое начинают хлестать друг друга полотенцами. Войдя в раж, массажист наносит Анастази удар ногой в пах. Это вроде бы игра — но удар настолько удачен, что несчастного футболиста сразу скрючивает, и он начинает кататься по полу, вопя от боли. Диагноз — повреждение пениса. Ни о какой активной деятельности в ближайшие недели нечего и думать. Анастази выводят из состава сборной и оставляют дома. Чтобы не вызывать излишний ажиотаж в прессе, настоящую причину не сообщают — вместо этого говорят, что у Анастази обострение аппендикса. Правда, после чемпионата правда всплывает — кто-то все-таки проболтался…

Свой чемпионат мира у Анастази все-таки состоялся — через 4 года в ФРГ. К тому моменту он по-прежнему был в порядке как результативный форвард (всего он забьет 130 голов в 303 матчах за «Ювентус»). Правда, сам чемпионат оказался одним из самых неудачных для Италии. «Скуадра адзурра» не смогла выйти из группы. Анастази забил в единственном победном матче своей команды против жалкой сборной Гаити (3:1), которой забивали все — кто сколько хотел (например, поляки — аж 7 раз). Таким образом, международная удача на Евро-68 осталась для него единственной в карьере.

Безусловно, Анастази был крайне самобытным персонажем. В чем-то его подход к жизни похож на тот, какой мы видим в исполнении Златана Ибрагимовича — только без мегаломании. Анастази был таков, какой есть, а если кому-то это не нравилось, то это была проблема того, кому не нравилось. Хотя совершенно «безбашенным» его тоже не назовешь. Часто вспоминают историю его первого посещения «Ювентуса» , куда он явился, как обычно — без галстука. В таком виде он попался на глаза президенту клуба Витторио Кателле, который намекнул, что в «Ювентусе» так не ходят. Спорить с боссом Пьетро не стал и предпочел примириться с ненавистным ему галстуком.

Его футбол был прост, но эффективен. Он играл так же, как играют простые парни по всей стране, собравшись вместе на выходных — только в несколько раз лучше. Он не очень-то понимал тактические премудрости и откровенно скучал, когда тренеры начинали рисовать схемы. В «Ювентусе» по этой причине он поначалу получил репутацию тупицы. Бесконечно терпеливому тренеру Эриберто Эррере в конце концов удалось вбить в эту голову понимание общекомандных действий. Анастази было важно понять, зачем это нужно. Когда он понял, дальнейших проблем с тактикой у него уже не возникало.

Анастази был не из самых техничных футболистов. Он имел проблемы с дриблингом. Но он имел и громадные плюсы — рывок и скорость. Он успевал оказаться на мяче раньше соперников. Это создавало ситуацию.

«Моими лучшими качествами были удар, скорость и альтруизм. Даже когда я выходил на поле под девятым номером — а «девятка» должна играть в центре — я любил уходить на фланг, чтобы сделать оттуда навес на партнера. Я любил играть на партнеров», — говорил сам Пьетро. Тем не менее, забивал он много, и прекрасно умел это делать. Когда он стал лучшим бомбардиром «Ювентуса», болельщики команды вывесили баннер со словами: «Анастази, белый Пеле». Конечно, это было огромным преувеличением. Даже из двух Анастази не составить одного Пеле. Просто Пьетро умел забивать, вот и все его величие.

Правда, кое-что важное их роднило. Пеле, как и Пьетро, был выходцем из бедной семьи и на пути к славе порядочно хлебнул правды жизни. Поэтому как социальный пример Анастази и был важен «Ювентусу» — смотрите, простой парень из низов, которого «старая синьора» взяла за ручку и вывела в люди.

Он ушел из «Ювентуса» в 1976, поскандалив с тренером Карло Паролой. Но к клубу у него претензий не было, и он сохранил с руководством хорошие отношения, которые поддерживал, сколько мог. Клуб отвечал взаимностью — а на смерть отозвался уважительной публикацией, отметив Анастази как одного из своих великих игроков. Он умер от последствий амиотрофического склероза, с которым боролся в последние годы жизни. Умер он в Варезе — городе, откуда 54 года назад начиналась его футбольная карьера.



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»