Была такая лига…

Мы привыкли, чтo в систeмe укрaинскoгo футбoлa нижняя ступeнь — Втoрaя лигa. Нo на заре независимости была еще и Третья. Этот эксперимент долго не продлился, но свой колорит в первые футбольные чемпионаты Украины внес. «Террикон» вспоминает о канувшей в небытие Третьей лиге…

Получив возможность проводить независимые чемпионаты, Украина оказалась перед необходимостью как-то рассортировать доставшееся ей в наследство от Союза футбольное хозяйство. Команд было много, все они были разные, раскладывать пасьянс турнира можно было и так, и этак. В результате пошли по пути, который показался наиболее демократичным: решили сделать переходный турнир, шаг к системе «осень-весна», с привлечением наибольшего возможного числа участников. Высшую лигу создали из 20 команд (2 группы по 10 команд), Первую — из 28 (2 группы по 14 команд), и кроме того, сформировали так называемую «Переходную лигу» (2 подгруппы по 9 команд). Как видим, в орбиту профессионального футбола оказалось вовлечено 66 команды — хватило на 4 лиги.

Помнится, в то время пресса была одобрительно настроена к такому формату, рассуждая просто: чем больше лиг — тем больше шансов для развития национального футбола. Прямолинейность такой логики мало кого смущала. Так или иначе, система была одобрена и Третья лига начала свою историю.

Третью лигу составили из 18 команд — слабейших участников переходного чемпионата, к которым подтянули кое-кого из любительских коллективов. Пролистывая сейчас этот список, практически не обнаруживаешь клубы, которым удалось выжить, дотянуть до наших дней. Выглядит, как памятник начальной стадии истории украинского футбола. В списке — такие перлы, как «Авангард» (Жидачев), «Луч» (Воля Баранецкая), «Фетровик» (Хуст), «Лысоня» (Бережаны)… Никто из них не участвовал в борьбе за высшие места. Борьбу за подъем во Вторую лигу вела половину участников турнира, потому что повышение гарантировалось сразу пятерым. В итоге, победителем первого сезона стал кременчугский «Нефтехимик», и кроме него, вверх шагнули луганское «Динамо», мироновская «Нива-Борисфен», керченский «Войковец» и «Прометей» из Шахтерска. Никого из них в чемпионате Украины сейчас уже нет. Разве что можно отметить виртуальное присутствие луганскгоо «Динамо» — его часть условно присутствует в ФК «Мариуполь», образованного в 1996 слиянием «Динамо» и мариупольского «Азовца».

Перед следующим сезоном регламент Третьей был ужесточен. Спокойно могли себя чувствовать только 8 из 18 команд, располагающихся в середине турнирной таблицы. Четверо лучших повышались до Второй лиги, но шестеро худших выпадали из профессионального футбола. В итоге испепеляющей борьбы за подъем в классе «пятым лишним» оказался «Гарт» (Бородянка), а во Вторую лигу прошли «Сириус» (Желтые Воды), «Фрунзенец» (Саки), «Виктор» (Запорожье) и ФК «Львов». Ни одна из низ не дожила до наших времен, но при этом у «Виктора» и «Львова» был период, когда казалось, что их амбициозность породит какие-то значительные результаты. Но ничего не получилось. «Виктор», продукт отдельно взятого запорожского бизнесмена Виктора Огаренко, со временем просто угас, а «Львов» слился с «Карпатами». Ныне существующий ФК «Львов» — это нечто совсем другое.

Сезон 1994/95 оказался для Третьей лиги последним. В ходе сезона Федерация футбола Украины приняла решение об упразднении этого дивизиона, посчитав его «пятым колесом в телеге». Что получилось в результате? 22 команды, участвовавшие в турнире Третьей лиги, были по окончании сезона разбиты на две неравных части. 16 лучших были переведены во Вторую лигу, 6 худших спущены в горнило аматорского футбола. Среди тех, кто был повышен, мы видим только один коллектив, о котором можно что-то сказать в дальнейшем. Это киевский ЦСКА, сформированный как некое развитие СКА — участника еще советских соревнований. Мы в видим ЦСКА на высшем уровне украинского футбола в течение последующих лет. Остальные 15 команд Третьей лиги, повышенных в 1995 до Второй, в дальнейшем исчезают из поля зрения широкой общественности. «Меховик» (Тысменица), «Система-Борекс» (Бородянка), «Керамик» (Барановка), «Адвис» (Хмельницкий), «Вагоностроитель» (Кременчуг)… Где сейчас все эти названия?

В общем, Третья лига оказалась замечательным кладбищем дерзких проектов, возникавших из сиюминутных амбиций людей, заработавших в 90-е годы большие деньги и решивших вложить их в футбол. Как правило, вложений этих хватало лишь на несколько сезонов. Другую часть участников Третьей лиги составляли клубы, перескочившие туда из советской действительности. Как правило, все они, за неимением надежных спонсоров, свернули свою жизнедеятельность к концу десятилетия. Некоторые пытались впоследствии воскреснуть, но лишь отдельные сумели удержаться хотя бы на аматорском уровне, уцелеть хотя бы на уровне областных соревнований.

Лихо попробовав систему из четырех профессиональных лиг, Украина поняла, что не вынесет этого. В начале независимой эры казалось, что профессиональный статус по плечу многим — было бы желание. Реальность оказалась жестче. Не четыре, а три лиги — вот формат, который диктовали украинские реалии. И даже в нем то и дело случались прецеденты банкротства клубов и снятия с соревнования. В общем, Третья лига осталась лишь как странное воспоминание, в котором было больше курьезного, чем интересного…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»