Чeтвeртaя Oлимпиaдa и трeтья мeдaль: Пeкин-2008 – «брoнзa», Лoндoн-2012 – «золото», Рио-2016 – «золото». Наш герой всегда улыбчивый и не унывающий каноист Юрий Чебан.
В Рио-де-Жанейро Юрий попал из-за отказа соперника, чтобы попасть в финал – пришлось подать протест.
- Вчера был полуфинал. Скажу из своего опыта – полуфинальная гонка, зачастую намного ответственней, сложнее, жестче финала. Ведь дальше проходит всего два лучших и третий по времени. Я заехал третьим, после чего меня взяли на допинг. В протоколах появилось, что я в финале В. Вернулся с допинга, смотрю суета, все бегают. Оказалось из первого заезда в финал попало четыре человека, а такого не может быть. Я ищу главного тренера сборной, который должен быть на месте. Он вообще не должен уезжать с канала без своих спортсменов. Но его не было. Пошел на финишную вышку сам разбираться. Подал протест, после чего и попал в финал.
- Вы говорите, что полуфинал сложнее финала. Вам же легче далась гонка за «золотом».
— После того, как удовлетворили мой протест, у меня открылось второе дыхание. К тому же я еще и травму шеи получил на тренировке, что и сказалось на предварительном заезде. Я не выложился по максимуму в полуфинале, чувствовал, что есть запас.
Многие ведь как, настраиваются очень хорошо на полуфинал, а в финале расслабляются. А я иду по нарастающей.
- Какой был план на гонку?
— В спринте нет никакого плана. Тут надо херячить от старта до финиша. Единственное, что каждый раз, каждую секунду прорабатываю в голове старт-финиш. Это самое важное. Если ты проспал – все. Отставание доли секунды, спичечный коробок.
- Есть время увидеть, каким идете по дистанции?
— Я видел только боковым зрением Демьяненко, который шел по седьмой дорожке. Тут крутить головой некогда. Это отвлекает, можно потерять баланс и сбиться. Если ехать, рассматривать все кругом и делать селфи, то первым не будешь.
- На финише вы выпали из лодки.
— Я выиграл на подседе. Это когда я вывернулся, перед финишем максимально вытолкнул нос лодки, что дало мне запас в два гребка. Лодка как бы останавливается, ты откидываешься назад на корму и сразу же ускорение с максимальной скоростью. Вот я и не удержал баланс, сильно откинулся назад, чтобы лодка пошла вперед, и выпал.
- То есть, сказался опыт.
— Для меня это уже четвертая Олимпиада. Есть молодые хорошие спортсмены, но в определенный момент, когда нужно собрать всю волю в кулак, они теряются. Олимпийские игры – это гонки не для молодежи, а для прожженных. Здесь большое волнение, вся страна за тобой следит, и этот момент может немного сломать.
На Олимпиадах как, очень много интересного, соблазнов, да еще и в Рио. Красивые достопримечательности, пляжи, много разной халявы, где можно что-то получить… Тут важно не распыляться по этим мелочам. Четко знать, зачем ты приехал.
- К Играм в Рио вы подготовили оригинальное каноэ.
— Я со своей девушкой Катей разрабатывал дизайн. Директору фирмы «Пластикс» Ричарду Сируге выложил свои идеи, что хочу церковь, казаков и много-много еще чего… Он: «Юра, стоп-стоп. Издалека это не будет видно, давай остановимся на основном». Тогда я попросил сделать цвета национального флага, надпись «Украина», казаков с одной стороны с булавой и гербом, с другой стороны с мечом и должен был быть еще щит, но его не дорисовали.
- В Лондоне-2012 вы рассказывали, что ваш тренер долго уговаривал вас пересесть в другую лодку. Это тоже новая или старая?
— Нет, никакой замены. Я привыкаю к лодке, прикипаю. Я не могу мотаться с одной на другую. Я считаю, что не лодка везет спортсмена, а спортсмен лодку. Поэтому как бы ты не настраивался, чтобы не менял, нужно к каждой лодке привыкать. Лучше ехать на проверенной лодке. Она проверена на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх – я знаю, на что она способна. Дальше уже дело за организмом и тренером.
- Но организм вас едва не подвел.
— Да, я заболел перед отбором на Олимпийские игры. И скажу честно, я бы не взял лицензию. Как раз за два дня до лицензионного отбора я выздоровел. Мне лицензию дали автоматом, поскольку я был девятым на чемпионате мира, а какая-то страна отказалась от лицензии. Поэтому у меня было очень много времени подготовиться к Рио-2016. Не распыляться на чемпионат Европы, не ездить на Кубок мира. Четко готовился к одному старту. К этим сорока секундам, которые принесли мне медаль.
Я думаю, что это последняя Олимпиада в моей жизни и я хотел ее закончить красочно. Рад, что удалось поставить жирную точку.