Пoслeдний дoвoeнный чeмпиoнaт мирa сoстoялся в 1938. Пoслe этoгo футбoл надолго замер. Не получилось провести запланированное мировое первенство ни в 1942, ни в 1946. Хотя планы были, и страны-организаторы, в принципе, тоже. Terrikon.com вспоминает об этих двух чемпионатах, сорванных войной…
1942: Германия, Португалия или Южная Америка
Чемпионат мира 1942 должен был стать 4-м по счету. Принципа ротации континентов для организаторов еще не придумали, поэтому, несмотря на то, что два предыдущих турнира принимали европейские страны (Италия и Франция), первой заявку подала Германия — тоже явный представитель Старого Света. Случилось это на конгрессе ФИФА в 1936, когда режим Гитлера еще казался более-менее респектабельным. В 1938, после аннексии Австрии и поглощения Чехословакии, отношение было уже другим, и ФИФА официально осудила политику национал-социализма. Тем не менее, существует легенда о том, что эта организация все равно обещала немцам отдать им следующий чемпионат. Ничем эта легенда не подкреплена, но время от времени всплывает.
К тому времени заявки подали также Аргентина и Португалия, в середине 1939 к ним присоединилась Бразилия. Война в Европе еще не вспыхнула, поэтому отменять чемпионат никто не собирался. Более того — работа по выбору организатора продолжалась даже в 1940, несмотря на оккупацию немцами половины Европы. Германия бодро обещала обеспечить доступ на мировой футбольный форум сборных всех наций, которые оказались под ее властью. Все это звучало достаточно бредово, но все равно как-то учитывалось.
На тот момент ФИФА уже не рассматривала Португалию как организатора, хотя поначалу именно она была главной альтернативой немцам. Стало ясно, что чемпионат лучше убрать куда-то подальше, на другой конец света. Там, в Южной Америке, возникла очень красивая мысль, опередившая свое время лет на 80 — о проведении первенства сразу в трех крупнейших футбольных державах континента, точнее — в их столицах: Монтевидео, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе. Ничего из этого предложения не выросло, как и из всех прочих.
По идее, отборочные игры должны были стартовать в 1941. Но, как мы знаем, мир тогда охватили совсем в другие события. ФИФА не стала дожидаться активных боевых действий и 23 марта объявила об отмене турнира. Действительно, было бы странно проводить его параллельно бомбежкам Англии и прочим неприятным событиям, которые полным ходом происходили в разных уголках континента. В следующем, 1942 году, хорошенько все взвесив, организация окончательно осудила поведение Германии и исключила ее из своих рядов. Так завершилась история чемпионата мира, которому не суждено было начаться.
1946: Бразилия или Швейцария
Решение о проведении следующего чемпионата мира ФИФА героически пыталась принять и в конце 1944, и в начале 1945. В принципе, все уже видели, к чему все клонится на фронтах, и можно было не сомневаться, что к лету 1946 война точно закончится. Дело заключалось в другом. Во-первых, ФИФА просто не имела бюджета для провдения масштабного турнира. Во-вторых, многие страны, пораженные чудовищной разрухой, не имели ни сил, ни ресурсов, ни инфраструктуры для оживления «большого футбола». Да, в СССР чемпионат страны начали проводить уже летом 1945. Но в Англии его отложили до 1946, во Франции — до осени 1945 и так далее. Короче говоря, до победы говорить о полноценном возвращении футбола было наивно.
Теоретически, отборочные игры еще можно было бы провести, пусть даже частично на нейтральной территории. Например, Швейцария была готова предоставить для этого свои поля всем желающим и нуждающимся. Но слишком много концов требовалось свести — и ФИФА решила, что игра не стоит свеч. Причем никакого решения об отмене чемпионата мира не оглашалось — просто никто никогда ничего не сказал о том, что турнир вообще станут проводить. И так, по умолчанию, все понимали, что мирового футбола в 1946 не будет.
Между тем, этого турнира, наряду со Швейцарией, очень хотела и Бразилия. У нее тоже имелась вполне достаточная инфраструктура для проведения «мундиаля». И пусть грандиозный стадион «Маракана» еще не существовал, но был 60-тысячный «Пакаэмбу» в Сан-Паулу, были неплохие арены в Белу-Оризонти и Порту-Аллегри, да и Рио мог представить, например, 30-тысячный «Дас Ларанжейрас» — старый стадиончик «Флуминенсе», на котором когда-то начиналась история сборной страны. Словом, теоретически чемпионат мира на бразильской земле представлялся вполне себе реальным. Но практически это оказалось утопией.
Бразильцы и швейцарцы попытались обернуть это несколько другим боком. Пытаясь хоть как-то ускорить события, они сгенерировали предложение о проведении чемпионатов мира раз в 2 года. По этому проекту, следующий чемпионат мира следовало устроить в 1949 в Бразилии, а затем в 1951 — в Швейцарии. То есть, сделать то, за что сейчас активно ратует Джанни Инфантино. Но хотя в то время футбольный календарь был загружен далеко не в нынешней степени, а чемпионатов Европы и Лиги наций УЕФА, да и еврокубков вообще не существовало — предложение не прошло. Почти никто не поддержал его, цикличность проведения чемпионатов мира осталась прежней, ближайший турнир состоялся в 1950 в Бразилии и принес хозяевам жесточайшее разочарование в их славной истории…
Федор Ларин, специально для «Террикона»
another languages: uk