Четвертое канонирское явление Вячеслава Грозного

Вячeслaв Грoзный дeлaeт oчeрeдную пoпытку дoбиться успexa нa укрaинскoм рынкe. И трeтью — добиться успеха в киевском «Арсенале». Никто не знает, что у него получится — и будет интересно, если ему удастся сделать из киевской команды что-то серьезное. Пока, правда, там у него не очень-то получалось…

Под крылом Омельченко

Исторически, «Арсенал» был проектом экс-мэра Киева Александра Омельченко, который в начале века, похоже, всерьез собирался потягаться с «Динамо» за киевского болельщика (а может, как предполагали многочисленные недруги этого энергичного человека, просто создавал подходящую структуру для жонглирования финансами). Грозного пригласили в новорожденный клуб на старте первого полноценного сезона 2002/03. «Арсенал» выступил в нем успешно, уверенно занял 5-е место. И что имело персональное значение для Грозного — лишь 3 очка его новый клуб уступил «Днепру», с которым он работал в 90-х и откуда ушел со скандалом (после того, как его подопечного Сергея Нагорняка уличили в употреблении допинга, Грозного пожизненно отстранили от украинского футбола — правда, это решение ФФУ быстро отменила).

Вообще, Грозный к тому моменту имел в Украине весьма специфическую репутацию. Как игрок, он ничего не достиг, ограничившись любительским футболом («Комбайностроитель» из Тернополя, «Нива» из Подгайцев и тому подобное). Как тренер, получил славу сильного методиста, отработав несколько лет в киевском «Динамо» в группе легендарного Анатолия Зеленцова. Почти все его тренерские пики приходились на работу в непобедимом «Спартаке» Олега Романцева в 90-е годы. Как ассистент Грозный был очень хорош, и сам Романцев его хвалил, и после катастрофы в «Днепре» опять позвал. Но не всем футболистам Грозный нравился. Например, один из лидеров «Спартака» Андрей Тихонов говорил о нем как о человеке, который старался быть с игроками на «короткой ноге» — а потом все докладывал главному. Но Романцеву он здорово подходил.

Их знакомство состоялось в конце 80-х, когда Романцев возглавлял «Спартак» (Орджоникидзе), а Грозный был одним из тренеров запорожского «Металлурга». Сам он о своем попадании в «Спартак» говорил так: «Мы познакомились в Алуште на спартаковской базе, начали общаться, нашли общий язык. Мне всегда нравился романтичный футбол. С детства, правда, как любой украинский мальчишка, болел за киевское Динамо, но чуть позже стал интересен такой футбол, какой был у Спартака, где на первом плане культура работы с мячом. Романцев давно меня приглашал в Спартак, но поначалу не получалось. А в 1994-м, когда Александр Тарханов ушел в ЦСКА, вновь раздался звонок. Тогда уже отказать не мог».

Так или иначе, сотрудничество с ведущим российским клубом, из года в год штамповавшим титулы, бросало на Грозного весьма золотистый отблеск. И в «Арсенал» его позвали как звезду, имевшую и кое-какие отечественные заслуги (в 1996, в первый год работы с «Днепром», он признавался лучшим тренером Украины). В общем, для Омельченко это была достаточно масштабная фигура, соразмерная его амбициозному проекту. В 2002 Грозный свой успех повторил — яркая, результативная игра «Арсенала» вновь принесла ему звание лучшего тренера страны (кстати, в том сезоне больше молодой киевской команды забили только «Шахтер» и «Динамо»).

Проект «Арсенал» вроде бы развивался, привлекались игроки с опытом, открывались новые таланты (вроде Олега Гусева). Даже чуть было не купили у тамбовского «Спартака» молодого Юрия Жиркова. Казалось, Омельченко действительно создает в Киеве серьезную силу. Но интерес к этой затее у ее инициаторов быстро спал. Не дожидаясь худшего, Грозный покинул клуб за несколько туров до конца сезона 2003/04. «Арсенал» шел все на том же 5-м месте…

Под крылом Рабиновича

В 2007 Грозный оказался в «Арсенале» повторно. Но это был уже совсем другой «Арсенал». Годом ранее казавшийся вечным Омельченко проиграл мэрские выборы Леониду Черновецкому. Новой администрации тратиться на футбольный клуб показалось неинтересным, и она выставила около 80% акций «Арсенала» на продажу. Реализовать их оказалось непросто, но, наконец, новым владельцем клуба стал известный бизнесмен и отчасти политик Вадим Рабинович.

Он принял команду, которой грозил вылет в Первую лигу. Тренировал ее Александр Заваров — человек в украинском футболе более чем известный. Спасение команды Рабинович ему не доверил. Как выразился позже — «попросил сделать шаг в сторону и дать короткое время поработать другому». Под другим подразумевался Вячеслав Грозный, с которым у Рабиновича к тому времени имелся контакт. А сам Грозный был свободен после ухода из запорожского «Металлурга». Там у него, кстати, получалось очень неплохо — например, в первый и единственный раз команда добралась до финала Кубка Украины. Но, как писали тогда, руководство «Металлурга» приняло решение о сокращении затрат. А Грозный дешевым тренером не был…

В «Арсенале» он занял должность тренера-консультанта при формально исполняющем обязанности Василии Евсееве. Задача была выполнена, «Арсенал» остался в высшей лиге, Заваров вернулся на тренерский мостик. Много говорили о том, что его возвращения чуть ли не в ультимативном тоне потребовали игроки, обожавшие живую легенду. Дальше пошло вроде неплохо — 6-е место в сезоне 2007/08. Но потом последовало падение на 11-е место. Кризис усугублялся, а в конце 2009 отношения между Рабиновичем и Заваровым достигли дна. «Он — хороший парень, даже замечательный. Но я хотел бы хоть раз поговорить с ним без ста грамм…» — говорил тогда президент о тренере.

В общем, Заварова все-таки уволили, и вновь привлекли Грозного, который опять сидел без работы — на сей раз после «Терека». Но Вячеслав Викторович продержался в «Арсенале» лишь несколько недель. Чашу его терпения переполнил матч, проигранный его командой «Таврии» с удивительным счетом 1:6. «Я вижу две причины происходящего — либо игроки «плавят» меня как главного тренера по какой-то причине, либо же это просто был не наш день», — сделал вывод Грозный и, не став разбираться, какая же из причин истинная, подал в отставку.

Под крылом Пирича

И вот — четвертое явление Рабиновича в «Арсенале». При полной смене декораций. Клуб, доведенный до банкротства и возрожденный, с февраля 2018 возглавляется хорватом Ивицей Пиричем, в прошлом — футболистом, который в этом качестве сотрудничал с Грозным.

В 2014, когда Грозный работал в «Говерле» и о возвращении в киевские воды вряд ли думал, Пирич вспоминал о нем: «Грозный принял меня, когда я только приехал из «Хайдука». Он — отличный тренер и особенно очень хорош в работе с молодежью. Считаю его одним из самых лучших тренеров в Украине, которые умеют «раскрывать» таланты». В общем, нынешний интерес «Арсенала» к Вячеславу Викторовичу возник не на пустом месте.

Забавно, что еще несколько дней назад Грозный опровергал все слухи о своем появлении в «Арсенале», утверждая, что рассматривает варианты с несколькими зарубежными клубами. Впрочем, в этом нет ничего нового: именно так Грозный говорит всегда, когда свободен. То, что его зафиксировали в аэропорту «Борисполь», по его словам трехдневной давности, не значило ничего — мало ли зачем человек может прилетать в Киев? «У меня до понедельника должна быть информация по одному зарубежному клубу — неплохому, который даже сейчас играет в еврокубках. Но афишировать я бы не хотел, даже страну не назову», — говорил он. Ну, и вот…

По словам Пирича, «Грозный сейчас приезжает более-менее помочь». Посмотрим, что из этого выйдет. Хотелось, чтобы вышло. В качестве беспросветного аутсайдера «Арсенал» никому не интересен…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Вадим Самойлов, специально для «Террикона»