Четыре схемы: как Шахтер может использовать Коноплянку

В сaмый пoслeдний мoмeнт сoстoялся, вoзмoжнo, сaмый нeoжидaнный трaнсфeр этoгo лета, и теперь Евгений Коноплянка — игрок «Шахтера». Каким образом его игра может быть вмонтирована в стиль команды? Тут есть варианты, над которыми размышляет «Террикон».


Сразу оговоримся: мы рассматриваем лишь возможности. Разумеется, только главному тренеру решать, как использовать Коноплянку на поле. Но некоторые варианты все же нетрудно прощупать, исходя из игрового прошлого Евгения и «шахтеровских» реалий…

Коноплянка — Тайсон — Марлос

Коноплянка — ярко выраженный левый вингер. Гораздо в большей степени, чем Тайсон или, например, Манор Соломон, которые тоже считаются прежде всего специалистами по этой позиции, но хороши и в других местах. Конечно, у Евгений бывали случаи, когда он исполнял роль атакующего полузащитника или даже «ложной девятки». Но это случалось редко. В 13 матчах Бундеслиги прошлого сезона, к которым он имел отношение, такое происходило лишь трижды. В остальных 10 случаях Евгний был чистым левым вингером, исполняя работу, которую привык делать наилучшим образом.

В «Шахтере» эта позиция стала относительно «бесхозной» с тех пор, как команду покинул Бернард. Чтобы решить эту проблему, тренеры сместили сюда из центра Тайсона. Потом, по мере взросления Манора Соломона, показалось, что именно он — искомый элемент. Он играл и на фланге, и в центре (и тогда на привычный левый фланг возвращался Тайсон). Но появление Коноплянки совершенно меняет ситуацию.

Теперь наиболее логичным развитием событий выглядит создание передовой тройки из Коноплянки слева, Тайсона в центре и Марлоса справа. Это очень многообещающее сочетание — по совокупному опыту и классу игроков, такая компания имеет огромный потенциал. Правда, ограниченного действия — все трое либо перешагнули 30-летний рубеж, либо, как Коноплянка, скоро (29 сентября) сделают это. Есть еще один минус. Тактическое решение Луиша Каштру использовать Марлоса в центре в качестве плеймейкера начало приносить «Шахтеру» очень симпатичные дивиденды. Расстановка, о которой мы теперь говорим, убивает эту плодотворную идею…

Коноплянка/Тайсон — Марлос — Соломон/Тете

Такой вариант позволяет устранить два противоречия, описанных выше. Он оставляет в центре Марлоса, на позиции распасовщика, где он восхитительно проявляет себя. И он дает шанс молодежи. Согласно этому варианту, левый фланг атаки образует пара сменяющих друг друга опытных футболистов — Коноплянки и Тайсона, а правый отдается молодежи — Соломону и Тете, тоже в ротации.

Конечно, такая схема имеет врожденную внутреннюю слабость. Если Коноплянка и может смириться с ролью «сменного элемента» (по крайней мере, поначалу, и особенно после того, как оказался в глухом запасе в «Шальке»), то для Тайсона, капитана команды, такая роль может оказаться невыносимой. Тут надо учесть еще и то, чего мы учесть не можем — нынешнее настроение Тайсона. Клуб никак не комментировал многочисленные слухи о его желании уйти этим летом. Луиш Каштру на прямой вопрос о причинах отсутствия капитана в заявке на матч с «Олимпиком» ответил максимально дипломатично — мол, были причины. Что на самом деле происходило, нам вряд ли скажут. Но настроение Тайсона в ближайшее время может быть далеким от боевого.

Впрочем, отходчивость этого человека всем известна. Прошлым летом он тоже вроде бы страстно хотел уйти. А когда не получилось, быстро успокоился и стал играть на привычном высоком уровне.

Коноплянка/Соломон — Тайсон — Марлос/Тете

Этот вариант устраняет фактор недозанятости Тайсона и оставляет шанс для молодых. Главный его недостаток — Марлос в старой роли вингера. Но это минимальное зло. В конце концов, когда Тайсон хорош, он в центре делает всю необходимую работу так, как надо. С учетом всех обстоятельств, такая схема выглядит наиболее гармоничной в сложившейся ситуации.

Не будем забывать и о том, что «Шахтер» имеет других атакующих полузащитников. Вы помните о таком игроке, как Виктор Коваленко? В конце прошлого сезона он стал получать регулярное игровое время. В нынешний сезон он вошел с травмой, но уже залечил ее и уже дважды появился на поле, причем один матч отыграл полностью. Есть еще Дентиньо, регулярно выходящий на замену у Луиша Каштру. Есть, в конце концов, Андрей Тотовицкий. Все это, с одной стороны, создает в передней линии известное кадровое напряжение (можно даже сказать, что приход Коноплянки сильно осложнил жизнь тому же Коваленко), с другой — повышает вариативность действий «Шахтера» в передней линии.

Новая схема

Вы обратили внимание, что в последних матчах УПЛ Луиш Каштру немного отошел от привычной расстановки игроков 4-2-3-1 и прибегал к варианту 4-3-3 — точнее, 4-1-2-3, в которой выше опорного полузащитника Степаненко располагались условно разыгрывающие (в одном случае — Дентиньо и Алан Патрик, во втором — Коваленко и Марлос), а затем шла атакующая тройка с Жуниором Мораесом в центре, Соломоном или Тайсоном слева и Марлосом или Тете справа? Нет ли здесь прообраза будущей модели игры, в которую Коноплянка как раз впишется вполне органично?

Понятно, что эта схема акцентирована на атаке и вряд ли подойдет для большинства поединков Лиги чемпионов. Но тот расклад мы пока обсуждать не будем. А вот для «внутреннего рынка» она вполне приемлема. Более того — благодаря мощной атакующей группе, она способна помочь «Шахтеру» решить главную проблему, возникающую в чемпионате Украины — «вскрытие» плотных оборонительных порядков. И в рамках вот этой стратегии развития командной игры приход Коноплянки выглядит вполне уместным.

Впрочем, с любой стороны, такой опытный и классный игрок не будет лишним в команде. Правда, мы не знаем, в каком он сейчас состоянии. Но, наверное, очень скоро мы это увидим…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Вадим Самойлов, специально для «Террикона»