Прoшли чeтырe турa чeмпиoнaтa Укрaины. «Шaxтeр» в ниx выступил яркo — но, к сожалению, не в том контексте, который хотели бы видеть болельщики. Terrikon.com анализирует старт первенства в исполнении «горняков», наблюдая очевидные проблемы…
Главной неприятной тенденцией выступлений «Шахтера» на стартовом отрезке сезона стало «проседание» во второй половине матчей — всех без исключения. Голов команда забила за это время немало — 8, но только один из них — после перерыва (да и тот, в самом начале второго тайма). Самый поздний гол в ее исполнении за это время состоялся на 47-й минуте. Дальше она только пропускала.
И пропускала, надо сказать, немало. Ни в одном из четырех матчей не удавалось сохранить свои ворота в неприкосновенности. И во всех «Шахтеру» забивали после перерыва. В двух случаях это стоило потери очков. Как следствие, донецкий клуб — среди худших в УПЛ по показателям «пропущенные голы». Больше — только у четырех команд. Разительный контраст по сравнению с прошлым сезоном, когда «горняки» имели лучшую оборону, а их голкипер Анатолий Трубин — наибольшее количество «сухих» поединков.
Может быть, дело именно в этом — в отъезде Трубина за рубеж? Отчасти, видимо, да — мы видим, что новый основной вратарь Дмитрий Ризнык действует не всегда уверенно, допуская фатальные ошибки, влияющие на результат. Его потенциал хорошо известен, нет сомнений: он справится с тем, что ему мешает, и заиграет на высоком уровне. Но сейчас он далек от своих же сандартов. Хотя тут скорее стоит говорить о снижении качества игры всей обороны, которая своей расхлябанностью создает вратарю проблемы и лишает его уверенности.
Но и для защиты можно найти оправдание — кадровые проблемы. Центральная зона в трех стартовых поединках имела три разных варианты действующей в ней пары — неизменным элементом был только Николай Матвиенко. В последних двух турах рядом с ним наконец-то действовал один партнер — Дмитрий Чигринский. Но назвать это сочетание оптимальным или постоянным язык не повернется. Ясно, что это мера вынужденная, а нервная игра Чигринского не позволяет пока рассматривать его иначе как «временщика», которым можно хоть как-то закрыть кадровую брешь.
Вообще, конечно, Патрику ван Леувену не позавидуешь — первые же его шаги на новом посту сопровождаются такими проблемами с человеческим ресурсом, что просто караул. Лишившись таких ключевых людей, как Тарас Степаненко, Георгий Судаков, Валерий Бондарь, он вынужден конструировать среднюю ось тактической структуры из людей, которых вряд ли рассматривал как основных. Получается, что и отработка командной игры (а она у ван Леувена строится на идеальном взаимопонимании) носит пока чисто теоретический характер.
Этим можно объяснить некоторую разбалансированность «Шахтера» на старте — но как объяснить регулярные провалы во втором тайме? По послематчевым высказываниям тренера можно подумать, что все дело — в недостаточной собранности игроков. В двух последних матчах — с «Александрией» и «Кривбассом» — команда быстро забивала два гола и потом позволяла сопернику перехватить инициативу. После матча с «Кривбассом» раздраженный голландец обвинил игроков в том, что они были несколько самоуверенными. Но если такое происходит каждый раз — нет ли в этом системной вины тренера тоже?
Манера игры, которую ван Леувен прививает своим командам, весьма трудозатратна. Игроки должны быстро двигаться, постоянно открываться, активно перемещать мяч. Такой веселый футбол требует фундаментальной физической подготовки. Сомнительно, что у ван Леувена была возможность заложить необходимую базу, на которой возник бы такой замечательный результат, какого он добился в прошлом сезоне с «зарей». Впрочем, стоит вспомнить, что и «Заря» на старте предыдущего чемпионата тоже испытывала проблемы с результатом.
Система ван Леувена сложна, и ее постижение требует времени. Просто в «Шахтере» этот инкубационный процесс осложняется еще и дополнительными обстоятельствами, из-за которых тренер никак не может собрать на поле нормальный состав. Но, может быть, есть проблемы и психологического свойства, мешающие ван Леувену найти нужный контакт с игроками? Об этом нам не расскажут — но поневоле об этом думаешь, наблюдая, как команда из игры в игру впадает в «самоуверенность».
Конечно, ничего страшного еще не случилось. Очковые потери не настолько велики, чтобы можно было делать из них проблему — особенно на фоне неудач других фаворитов. Настоящая борьба за титул еще не начиналась, и сенсационная верхушка турнирной таблицы — залог того, что в этом чемпионате стартовый отрезок не показателен (о причинах чего можно спорить). А вот европейские перспективы «Шахтера» беспокоят в гораздо большей степени. До старта группового турнира Лиги чемпионов сталось меньше месяца, а команды, способной там конкурентно бороться, мы пока не видим. И тренеру понадобятся поистине титанические усилия, чтобы ее создать в оставшиеся недели.
Именно поэтому критически важны ближайшие два тура (до международного брейка). Здесь — последняя возможность для ван Леувена сбалансировать команду. Дальше ему придется работать уже в оперативном режиме, внося поправки на ходу — а это у него пока получается не очень…
another languages: uk