Рoвнo пoлвeкa нaзaд, 2 oктября 1968, aмстeрдaмский «Aякс» oдeржaл пoбeду, кoтoрую мнoгиe бoлeльщики считaют началом эры настоящей европейской славы клуба. В день юбилея мы смотрим вглубь истории и видим там отблески настоящего величия…
2 октября 1968 на Олимпийской стадионе в Амстердаме собралось 54 с половиной тысяч зрителей. Они пришли на матч 1/16 финала Кубка чемпионов, в котором «Аякс» принимал немецкий «Нюрнберг». Для жителей столицы и эта стадия была тогда значимой. Родной «Аякс» совершенно не избаловал их высокими достижениями. Все только начиналось — но осознать это тогда могли лишь единицы.
Хотя кое-что было… Среди историков «Аякса» есть движение, возводящее начало великой команды к другому матчу — 7 декабря 1966 на том же Олимпийском стадионе. Тогда на стадии 1/8 финала амстердамцы разнесли в пух и прах «Ливерпуль» великого Билла Шенкли — 5:1 («гол престижа» англичанам удалось забить только на предпоследней минуте). Победа получилась действительно на весь мир — но что последовало потом? В четвертьфинале «Аякс» вышел на чехословацкую «Дуклу». Отличный жребий, казалось бы! Но «Аякс» проиграл по сумме двух матчей (1:1, 1:2)! А в следующем сезоне и вовсе вылетел в 1/16 финала, сразу же нарвавшись на «Реал». Так что победа над «Ливерпулем» ни во что дальше не вылилась.
А вот матч с «Нюрнбергом» — это да, это таки стало началом непрерывной линии новой истории!
А вообще, дебют «Аякса» в главном европейском клубном турнире состоялся в 1957. Участников было еще мало, стартовали амстердамцы с 1/8 финала, героически прошли ГДРовский «Висмут» — и продули в четвертьфинале «Вашашу», уехав из Будапешта с полной кошелкой голов (0:4). Три года спустя опозорились еще капитальнее — в предварительном раунд не смогли справиться с норвежским «Фредрикстадом» (0:0, 3:4). Так что к середине 60-х европейская репутация «Аякса» была та еще. Ее приходилось создавать заново. И в этом смысле, сказочная победа над «Ливерпулем» могла восприниматься как какой-то счастливый случай. Раз в десять лет, как говорится, и палка стреляет.
Именно с таким бэкграундом подходил голландский чемпион к матчам с «Нюрнбергом».
К тому времени в команде уже 3 года работал ее бывший игрок Ринус Михелс. Тогда о нем больше и сказать было нечего, кроме как «бывший игрок «Аякса»». Фраза «Легендарный Ринус Михелс» — это из тогдашнего будущего. А в настоящем был довольно эксцентричный и авторитарный тип со странной идеей «тотального футбола», которую мало кто понимал и воспринимал. Придя в команду, совершенно не готовую к такой игре, он стал жестко, даже безжалостно добиваться своего, убирая из состава всех, кто мешал и не соответствовал.
Результат пришел очень быстро. Уже в 1966 «Аякс» вернул себе чемпионское звание и удерживал его в последующие два года. Вряд ли это случилось бы, не будь в составе команды молодого Йохана Кройфа, который уже в 20 лет подавал явные признаки гениальности. В сезоне 1966/67, например, он стал лучшим бомбардиром чемпионата Голландии с 33 мячами — результат совершенно феноменальный по тем годам. Но главное у него было не умение забивать, а способность влиять на игру. Кройфа открыл не Михелс, а предыдущий тренер «Аякса», англичанин Вик Бэкингем. Но именно Михелс придумал, как его использовать с наибольшим толком. И «тотальный футбол» получился в итоге именно потому, что у Михелса оказался в распоряжении Кройф.
Кроме него, в том «Аяксе» играли игроки очень приличного класса — защитник Вим Сурбиер, крайние форварды Пит Кейзер и Шак Сварт, шведский центрфорвард Инге Даниэльссон. И настоящий столп команды, ее капитан, югославский центрбек Велибор Васович, купленный голландцами после героического финала Кубка кубков 1966, минимально проигранного его «Патризаном» мадридскому «Реалу» 1:2 (именно Васович забил единственный «партизанский» гол).
Таким был «Аякс» к осени 1966. А каким был «Нюрнберг»? Тоже — совсем не элитарным. В начале 60-х этот клуб пережил недолгий взлет, в связи с чем завсетился в полуфинале Кубка обладателей кубков, а в 1962 дошел до чтвертьфинала Кубка чемпионов, где с треском проиграл «Бенфике» 0:6. В 1968 неожиданно для всех стал чемпионом Бундеслиги, прыгнув на вершину с 10-го места в предыдущем сезоне. Объяснить эту метаморфозу мало кто мог, а последующие события показали, что это была в большей степени игра случая, чем что-то серьезное. В следующем сезоне «Нюрнберг» занял последнее место и покинул Бундеслигу, став единственным участником во всей истории этого чемпионата, совершившим подобный регресс.
К матче с «Аяксом», однако, «Нюрнберг» подошел еще при силе, да и вообще, статус чемпиона Германии кое-что уже и тогда значил (хотя в 60-е годы больших европейских побед у немцев еще не было). А вот звание чемпиона Голландии для большинства в Европе оставалось пустым звуком. Кройф в своей автобиографии вспоминает признание тренера «Нюрнберга» Макса Меркеля: «Пока нам не попался «Аякс» по жеребьевке, я думал, что это название чистящего средства».
В Амстердам «Нюрнберг» приехал после домашней ничьей 1:1. Там, на стадионе «Штадтишес» немцы впервые по-настоящему познакомились с «Торговой маркой «Аякс»». В принципе, они могли и выиграть, не сравняй счет Кройф на 80-й минуте. Но вряд ли это бы их спасло по итогам двух матчей. «Нюрнберг» демонстрировал старомодный футбол, который сносно смотрелся бы в середине 50-х, но на фоне динамичного, организованного «Аякса» выглядел страшной архаикой.
Ну, и вот — великий день 2 октября 1968, день рождения того «Аякса», который полюбит Европа и оценят даже враги. Перед матчем газеты, загипнотизированные титулом «чемпиона Германии», предсказывали трудный матч, выражали надежду на победу своих — но не сомневались, что она будет добыта потом и кровью. Ничего такого не случилось. «Аякс» не понесся вперед с первых минут, но сразу обозначил преимущество резкими, отработанными перемещениями, сводившими немцев с ума. Счет был открыт на 22-й минуте (это сделал Сварт) — и больше до перерыва никто не забивал, хотя положение немцев выглядело все более безнадежным.
А после перерыва «Аякс» понесся. Быстрый второй гол Сварта на 51-й минуте уже, по сути, подписал «Нюрнбергу» приговор. А к концу матча немецкая команда, измотанная невиданным «тотальным футболом», превратилась, как сказали бы классики, в «бурдюк, наполненный горчицей и хреном». На 86-й минуте Грот реализовал пенальти, на 89-й Кройф добавил еще гол. 4:0 — такой победы над чемпионом Германии Голландия точно не ждала!
В том розыгрыше Кубка чемпионов «Аякс» дошел до финала, героически убрав в четвертьфинале со своего пути «Бенфику», для чего понадобилось играть третий, дополнительный матч. В трех поединках с португальской командой, тогда — одной из сильнейших в Европе, 3 гола забил Кройф. Пробил его звездный час. И пробил час великого «Аякса». Правда, подвиг с ходу не удался — в финале розыгрыша 1968/69 «Аякс» уступит «Милану» с чувствительным счетом 1:4. Но через год все-таки возьмет европейскую вершину, чтобы оставаться на ней три года подряд.
Почему у них получилось? Вот объяснение Кройфа: «Все просто: сочетание таланта, техники и игровой дисциплины – все то, над чем мы усиленно работали на тренировках еще до Михелса. Михелс, в свою очередь, привнес другое, и мы с ним неоднократно это отмечали: важность командной организации на поле. Моя любовь ко всяким расчетам как раз и вышла на первый план, когда нужно было понимать, как использовать имеющееся перед тобой пространство для победы. Как только приходит понимание, как организовать команду, начинаешь заодно понимать, какие возможности у тебя есть. Мы пришли к этому в «Аяксе» раньше всех».
Ничего сложного, как видите!
Федор Ларин, специально для «Террикона»