Вывeдя «Динaмo» в группу Лиги чeмпиoнoв, Мирчa Лучeску кoнстaтирoвaл, чтo этo стaлo рeзультaтoм двуx месяцев тяжелой работы. «Террикон» поднимает недавнюю историю и смотрит, что реально было сделано за это время…
О назначении Луческу «Динамо» объявило 23 июля. Все мы помним, каким громом среди ясного неба это прозвучало и какую бурю подняло. Первая неделя после заключения контракта для Мирчи превратилась в сущий ад — волна негодования киевских болельщиков грозила смести румына с его только что обретенного поста. Однажды даже показалось, что он передумал и уходит. Но характера Луческу все-таки не занимать — и он остался. Тут, конечно, сыграла свою роль твердая позиция Игоря Суркиса, который не уступил яростному давлению ультрас (да что там давлению — настоящему ультиматуму!) и ни разу, ни одним словом не дал основание заподозрить себя в желании изменить позицию.
Из того времени припоминается любопытная акция букмекеров. Они предложили сделать ставки на возможные последствия прихода Луческу. Неплохие коэффициенты давались на успех «Динамо» в Суперкубке (2.4) и на выход в группу Лиги чемпионов (2.8). Как мы уже знаем, обе ставки сыграли. А самый симпатичный коэффициент (1.5) был назначен на то, что состав киевского клуба пополнит кто-то из бывших игроков «Шахтера». Этого не случилось — по крайней мере, пока.
Вообще, сразу было понятно, что Луческу придется обойтись тем к4адровым потенциалом, который «Динамо» имеет, и не рассчитывать на покупки. То есть, ему предстояло жить совершенно не в том алгоритме, который он имел в «Шахтере». В такой ситуации Луческу сделал то, что и должен был: стянул отовсюду на просмотр всех, кем «Динамо» владело: арендованных, больных, опальных. Всех, вплоть до Дениса Гармаша. На них нужно было посмотреть непредвзятыми глазами, без учета их прежней истории в команде (которая, что ясно, могла быть искажена отношениями с прежними тренерами и прочими побочными обстоятельствами). Это имело некоторые удачные последствия. Например, Луческу смог оживить киевскую карьеру Жерсона Родригеса, которого уже успели счесть безнадежным.
Луческу пришлось обходиться без соратников, которые в украинских условиях были для него незаменимыми — верные Александр Спиридон и Карло Никколини отказались работать в «Динамо». Это не оказалось критичным. В конце концов, при любых ассистентах Мирча действовал бы примерно в том же ключе. А дополнительное отсутствие комфорта в рабочей среде, возможно, его только подхлестнуло.
То, что делал Луческу в первые недели на новом месте, обозреватель Артем Франков метко назвал «аудитом». В распоряжении «Динамо» — огромное количество перспективной молодежи, которая ранее ярко проявила себя на уровне U-17 и U-19. Это создавало для тренера большую свободу маневра. Он мог спокойно перебирать варианты, не боясь, что возникнут пустоты в составе. Характерным в этом смысле было высказанное им замечание, что возможный уход Виктора Цыганкова (об этом активно говорили в августе) не станет грандиозной проблемой для «Динамо» — наоборот, создаст условия для роста Георгию Цитаишвили.
Динамовская история Луческу развивалась так, будто ее писал голливудский сценарист. Уже вторым официальным матчем здесь для него стала битва за Суперкубок Украины с бывшей командой. Луческу было очень важно одержать здесь победу. Она не доказала бы правильность того, что он делает (слишком мало времени еще прошло), но создала бы необходимый психологический настрой. Да и выигранный трофей всегда имеет значение, пусть и такой условный. Луческу с задачей справился. Надо, конечно, учитывать, что «Шахтер» играл после тяжелых недель в Лиге Европы, на функциональном спаде — но это такое себе оправдание…
Матч за Суперкубок показал, что Луческу смог добиться главного — контакта с командой. Он заразил игроков своим энтузиазмом, которого у него, несмотря на возраст, было хоть отбавляй. Он смог внушить им, что играть за «Динамо» — это ответственная работа (то, что не всегда получалось у Хацкевича и совершенно не получалось у Михайличенко). Он начал менять подходы и к самой игре, сделал акценты на контроле мяча, причем даже в оборонительной фазе. «Динамо» выглядело посвежевшим, более злым, более расчетливым и конкурентоспособным.
Как и следовало ожидать, первые успехи резко изменили восприятие Луческу общественностью. Самое забавное и показательное в этом смысле — история с Леонидом Буряком. В июле уважаемы специалист говорил так: «Мирча Луческу – это человек, который всю жизнь не совсем доброжелательно отзывался о Валерии Васильевиче Лобановском, и сколько раз он поливал грязью киевское «Динамо»… Я этого искренне не понимаю, мне даже трудно на эту тему говорить». А через месяц — вот так: «Главное, чтобы киевляне были чемпионами и команда встала на ноги. А какая разница, кто тренер?».
Очень красноречиво высказался Вячеслав Шевчук: «Мирча Луческу — мой бывший наставник, опытнейший тренер. Я смотрю, что в Киеве на него все как бы молятся — за счет него только могут выйти в Лигу чемпионов». Это было сказано уже после того, что как «Динамо» преодолело первую стадию квалификации, прошло «АЗ», который считался очень приличным соперником. Луческу справился с этим заданием. Справился и со следующим — дважды победил «Гент». Во всех этих встречах «Динамо» сопутствовало везение, соперники не использовали свои шансы и во многом сами себя похоронили. Но сводить успех Луческу только к этому — значит, не видеть того, что происходит, игнорировать всю полноту событий.
В конце концов, и у Луческу были проблемы, притом весьма серьезные. Самая болезненная образовалась в центре обороны, где один за другим получили травмы Никита Бурда и Денис Попов. Таким образом, вместо идеальной пары молодых, но уже проверенных игроков Мирча получил пустоту, которую пришлось срочно заполнять. Это было решено за счет перевода в центр Виталия Миколенко (тоже едва выздоровевшего) и экстренным, неожиданным для всех привлечением дебютанта Ильи Забарного, который, хоть и немного нервничал, но с задачей вполне справился. Короче, тренеру приходилось быть не только мудрым, но и изобретательным. И он изворачивался, как мог.
Мы не можем оценить, насколько эти два месяца оказались тяжелыми для Луческу. Мы знаем его страсть сгущать краски и по возможности приукрашивать плоды своей работы. Но мы точно не можем назвать эти два месяца легкими. Луческу пришлось преодолевать сильнейшее сопротивление среды, работать в непривычном для себя кадровом режиме, выдавать максимальный результат в кратчайшие сроки. Со всеми этими задачами он справился, сделав главное, на что могло рассчитывать динамовское руководство — выиграл Суперкубок и продвинул команду в группу Лиги чемпионов.
Что будет дальше — вопрос уже другой. Уровень игры «Динамо» не настолько высок, чтобы рассчитывать на успех в группе (даже третье место для нынешнего состава можно будет счесть успехом). Сезон только стартовал. Для Луческу завершен только первый этап. Да, сейчас он может перевести дух с чувством выполненного долга. Но реальная борьба только начинается…
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Вадим Самойлов, специально для «Террикона»