Электричка из Одессы: к 60-летию Игоря Беланова

Сeгoдня – юбилeй у Игoря Бeлaнoвa, трeтьeгo сoвeтскoгo и втoрoгo укрaинскoгo oблaдaтeля «Золотого мяча». Поздравляя его с «круглой» датой, «Террикон» вспоминает времена, с которых все начиналось — одесский период, когда Беланов совсем еще не был знаменит…

В киевское «Динамо» его хотели переманить сразу после окончания сезона 1983, в котором Беланов забил за «Черноморец» 7 голов в 27 матчах чемпионата СССР. Трансфер не состоялся по двум причинам: молодой футболист не хотел покидать родной клуб, а в «Динамо» тренером был Юрий Морозов, имя которого не обладало особой притягательностью. Беланов остался, чтобы через год, услышав предложение еще раз, согласиться — и уйти уже к Лобановскому.

В чемпионате-1984 Беланов впервые в карьере забил больше 10 голов за чемпионат (а конкретно – 11). Он стал кумиром болельщиков и загадкой для специалистов. На первый взгляд, он не имел ничего, кроме отличной стартовой скорости. Но на второй — он был очень эффективен, он забивал самые разные голы, он стал явлением в советском футболе. «Черноморец» под руководством Виктора Прокопенко блеснул в чемпионате страны, заняв 4-е место (и лишь очко уступив «Днепру» в борьбе за «бронзу»). Беланов приносил победы в матчах со «Спартаком» и киевским «Динамо» (в гостях). Он сделал хет-трик в игре с ЦСКА. Больше него в Одессе тогда не забивал никто. Таких людей в пределах Украины «Динамо» подмечало сразу и стремилось как можно быстрее «приватизировать».

Впрочем, для внимательного одесского болельщика взлет Беланова не был сенсацией, да и таким уж взлетом — тоже. Его заметили давно, еще в 70-х. Вот как вспоминал об этом журналист Михаил Сергеев, свидетель самого-самого настоящего дебюта будущей звезды: «Апрель 1978 года. Одесса. Еще не перестроенный, старенький стадион «Спартак». Матч дублеров «Черноморец» — «Спартак» (Москва). При счете 0:0 в составе хозяев поля на замену выходит внешне немного неловкий худощавый паренек, которого тренеры отряжают в нападение. Юный футболист сразу поражает своими великолепными скоростными качествами и почти идеальным владением мячом. Тем не менее, вечно скептически настроенные болельщики «Черноморца» приклеивают ему ярлык «Всадник без головы». Таким термином обычно награждают игроков, чей быстрый бег опережает мысли, их удел — проход по флангу и прострел в штрафную соперника. Новичок опроверг фанатскую поспешность делом, забив единственный мяч в этом матче. Голос диктора из древних репродукторов едва прошептал над стадионом: «Гол забил Игорь Беланов». Мне довелось быть свидетелем этого матча и победного для «Черноморца» взятия ворот, которые защищал не кто-нибудь, а другая будущая звезда советского футбола Ринат Дасаев — тогда хрупкий юноша, не так давно перебравшийся в Москву из Астрахани».

В том году Игорю исполнилось 18. Уже 2 года он жил без трагически умершего отца — и вынужден был стать кормильцем семьи, для чего освоил профессию каменщика монтажника. Много работал, получал 180 рублей в месяц — не такие уж маленькие деньги, по тем временам. В футбол старался играть параллельно за команду ЖЭКа, развивая навыки, полученные в ДЮСШ «Черноморец». Талант его был настолько очевиден, что его сразу, без всяких промежуточных стадий, в 1978 взяли в дубль. Там он в первом сезоне сыграл 19 матчей и забил 5 голов.

В футбол Беланову хотелось играть всегда. Других больших хобби, кроме рыбалки, у него не было, книги его не очень-то привлекали. А вот стучать мячом о заднюю стенку дома на Молдаванке мог часами. И все мечтал, что однажды выйдет из-за угла настоящий футбольный тренер, увидит, какие чудеса вытворяет здесь простой одесский паренек — и возьмет его в команду. Может, даже в «Черноморец»!

Тогдашний «Черноморец» был командой-мечтой. Мгорь начал болеть за главную команду Одессы в непростые для нее времена — вылет из Высшей лиги, борьба за возвращение… Вернувшись в компанию сильнейших, «Черноморец» с ходу сделал то, чего не мог в течение нескольких десятилетий — взял медали чемпионата СССР («бронзу»). Люди, сделавшие это, превратились в героев для всего города. Главным кумиром для Беланова стал Анатолий Дорошенко — интересный, креативный полузащитник, навсегда оставшийся в истории одесского футбола как автор первого гола команды в Еврокубках. Это случилось 17 сентября 1975 в домашнем матче с «Лацио» — к восторгу трибун, гол Дорошенко оказался единственным.

Впрочем, играл Беланов не так, как Дорошенко — более прямолинейно, но и более результативно. В 1979 его призвали в армию, и он оказался в одесском СКА, выступавшем в Первой лиге — неплохая школа для начинающего форварда. А уже в следующем сезоне Беланов стал лучшим бомбардиром армейской команды с 11 голами в 36 матчах.

«Меня еще в детстве называли: «Шел трамвай десятый номер». Я всегда по прямой бегал. А когда называли «всадником без головы» – не обижался. Что-то Бог дарует, чем-то обделяет. Да и большинство болельщиков «Черноморца» меня все-таки любило», — приводил слова Беланова известный журналист Игорь Рабинер. Умение спокойно, без истерик принимать реальность, с пониманием относиться к своим достоинствам и недостаткам — это было свойственно Игорю с ранней юности, научившей его трезвому взгляду на жизнь. Немногословный и не очень общительный, он понимал жизнь лучше очень многих говорунов. И когда узнал о не самом лестном отзыве на свою игру от великого Эдуарда Стрельцова («Я в легкой атлетике не разбираюсь») — тоже не стал сильно расстраиваться.

Отслужив свое в СКА, Беланов вернулся в «Черноморец» уже как игрок «основы» — и 4 года прожил в этом качестве, проводя почти все матчи чемпионата СССР, с весны 1981 и до осени 1984. Уходил он после бенефиса, устроенного им 12 ноября 1984 в Москве — на поле крытого манежа ЦСКА одесситы разложили хозяев на молекулы — 6:1 с хет-триком Беланова. После этого ЦСКА отправился в Первую лигу, а министр обороны Дмитрий Устинов после матча сказал: «Стыдно за ЦСКА, больше сказать нечего!» И через месяц умер…

А у Беланова начинался новый этап жизни, который приведет его на европейскую вершину и к мировой славе.



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Вадим Самойлов, специально для «Террикона»