Считaeтся, чтo в футбoл игрaют пo всeй плaнeтe. Ну, в a Aнтaрктидe? С кем там играть — с пингвинами? Какой там может быть в футбол? Оказывается — очень даже может. И футбольные традиции там даже более давние, чем во многих украинских городах…
«C таким тренером, как Григорчук, я бы играл даже в Антарктиде с пингвинами!» — заявил как-то в интервью украинский защитник Виталий Вернидуб, сын известного тренера. И он туда же. И он считает, что пингвины — единственные возможные футболисты в тех краях…
На самом деле, природный интерес к игре у этих птиц есть. Правда, интерес специфический — скорее деструктивный. Американские полярники жаловались, что пингвины как-то сорвали им матч — просто нагло вламывались на поле, хватали мяч и уносили его куда-то в свои владения. С таким не поиграешь, даже если тренером будет Роман Григорчук.
Судя по всему, самый первый матч на территории Антарктиды состоялся 10 февраля 1902 — в рамках Британской антарктической экспедиции Роберта Скотта и в честь ее начала. Команды были составлены из участников экспедиции, результата анналы не сохранили, фотографических свидетельств — тоже. Ну, а первый футбольный снимок в этих широтах (его вы видите в начале материала) был сделан 16 февраля 1915. Это тоже англичане — участники Имперской трансантарктической экспедиции под руководством легендарного путешественника Эрнеста Шеклтона. В ней были задействованы два корабля — «Аврора» и «Эндьюренс». каждая команда представляла свой корабль. Как видим, борьба идет жаркая, что при той погоде является не возможным, а необходимым условием футбола. Матч окончился неожиданно — как описывает Шеклтон: «Погода была ясной, и футболисты с энтузиазмом играли на поле, пока около полуночи Уорсли не провалился в дыру на слабом льду, пытаясь вытащить мяч. В итоге, пришлось вытаскивать его самого».
Любители альтернативной реальности как-то прикинули состав чемпионата Антарктиды, если бы кто-то решился его провести. Пингвины не учитывались — принимались во внимание только люди и только те страны, которые имеют на ледяном континенте своих представителей на научно-исследовательских станциях. Состав получался впечатляющим: Япония, Австралия, Индия, Франция, Италия, США, Россия, Новая Зеландия, Великобритания, Аргентина, Бразилия, Норвегия, Китай, Чили, ЮАР, Германия, Уругвай, Корея — и, конечно, Украина. Наверное, в финале бы играли немцы и бразильцы. И, подтверждая известное правило Гарри Линекера, победили бы, скорее всего, немцы.
Антарктический футбол, конечно, имеет свою специфику. Вот как описывают один давний поединок: «Занимательный международный матч на открытом воздухе прошел на ледяном континенте как-то в 60-х годах прошлого века между сборной полярников СССР и сборной полярников Чили. Играли на морском побережье, на свободном от снега участке берега океана, покрытого галькой. Одной боковой линией служила граница воды, а другой – толпа болельщиков, и как рассказывали очевидцы, даже несколько смелых пингвинчиков. Температура была вполне приемлемая, ясно и минус 15 градусов (для Антарктиды это великолепная летняя погода). Спортивная форма, конечно, значительно отличалась от экипировки настоящих футболистов. Большинство было в теплых куртках, а на капитане сборной Чили была надета шуба. Были установлены настоящие мини-ворота с сеткой, игра велась по всем правилам и даже присутствовал судья. Матч закончился со счетом 1:0 в пользу наших полярников. Таким образом, сборная СССР взяла реванш за поражение от чилийцев на первенстве мира 1962 года».
Первый официальный международный матч в Антарктиде датируется маем 1971. Играли представители двух станций — аргентинской «Эсперанса» и чилийской «Бернардо О’Хиггинс». Победили аргентинцы, и весьма убедительно — 7:3. Это — если говорить о матчах на самом континенте. Но было нечто еще более раннее. 5 февраля 1948 на одном из Южных Шетландских островов, входящих а антарктическую «вселенную», схлестнулись экипажи двух военных кораблей — британского «Снайпа» и аргентинского «Сивера». Британцы выиграли с трудовым счетом 1:0. Что любопытно, 35 лет спустя эти же корабли встретились уже не в столь дружеской обстановке — они воевали в Фолклендской войне по разные стороны конфликта.
В 1988 уругвайцы с базы «Артигас» сделали усилие — и провели первый международный турнир на территории Антарктиды. Они пригласили к себе в гости команды с чилийской базы «Фрай», советской «Беллинсгаузен» и китайской «Великая Стена». Результатов не сохранилось — но имя победителя история все-таки знает. Это, конечно, хозяева, уругвайцы.
Посильно участвуют в футбольной антарктической жизни и украинцы с базы «Академик Вернадский». Один из них, Виталий Смаголь, вспоминал в газетном интервью: «Турнир продолжается несколько месяцев, а решающая игра назначается на Мидвинтер. На нашей зимовке было шестеро ветеранов и столько же новичков — как раз поровну для двух команд. Полем служит замерзшее озеро. Бегать по нему не скользко, поскольку оно засыпано изрядным слоем снега — бывает, чуть ли не по колено. Кстати, когда в декабре на станцию начинают приходить туристические яхты и корабли, полярники устраивают игры с их командами. Зимовщики неизменно побеждают — сказывается опыт игры на нашем специфическом поле. Самое интересное, что среди гостей были даже профессиональные футболисты из Чили и Нидерландов. Но и они не сумели справиться с полярниками».
Ну, а главное футбольное событие в истории континента состоялось 11 ноября 2015. В тот день там прошла игра с участием самого Дэвида Бэкхема. Это была точка в его мировом благотворительном туре под эгидой UNISEF, который охватил все 7 континентов и частей света планеты Земля. «Это был самый холодный матч в моей карьере», — признался Бэкхем. Результат этого матча не важен, а вот посмотреть его эпизоды стоит:
Вот так он выглядит — футбол на краю Земли…
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Юрий Шелест, специально для «Террикона»