Сeгoдня 26-я гoдoвщинa «чeрнoй» пeрвoмaйскoй гoнки на трассе «Имола» в Сан-Марино. Почти три десятилетия назад мир навсегда потерял Айртона Сенну, и с тех пор время так и не смогло притупить боль в сердцах людей, которые следили за его виртуозной ездой или просто слышали об этом истории. Великому чемпиону навсегда осталось 34 года, и многие считают его величайшим пилотом в истории Формулы-1 и по сей день, а в его родной Бразилии его боготворят.
Сенна погиб после тяжелой автокатастрофы, которая помешала ему полностью раскрыть свой потенциал. Для многих, кто работал с ним, три мировых титула — лишь малая часть того, что великий бразилец заслуживал в Формуле-1. Трагический инцидент, произошедший всего через день после смерти Роланда Ратценбергера в квалификации, привели к огромным переменам в организации безопасности Формулы-1.
«Я внимательно следил за тем, что он делал. Как будто у него было четыре руки и четыре ноги. Он был слишком агрессивен с тормозами и нажатием на газ, машина выглядела так, словно находилась на грани разрушения от начала до конца гонки. Он ездил высокомерно, но контролировал все до последнего сантиметра. Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь делал такой турбонаддув», — вспоминает бывший пилот Формулы-1 Джон Уотсон.
Герхард Бергер, партнер Айртона по команде «Макларен» с 1990 по 1992 год, рассказывает, насколько большим эгоистом был бразилец.
«Мне он очень нравился. Но он был великим эгоистом. Он мог быть страшным ублюдком, но милым. Так оно и есть. Невозможно стать чемпионом, если ты хороший мальчик. Но люди не критиковали его. Они видели, насколько он был крут, но и добр к ним. Он был умным. В этом отношении он выглядел как Михаэль Шумахер, но он делал лучше», — считает Бергер.
Однако Сенна редко с кем-либо сближался. Бергер — один из немногих пилотов, которые его действительно знали. Большинство рассматривало его как человека, которого они должны победить, но не могли. И он мало с ними разговаривал. Он был самодостаточен и не нуждался в больших социальных отношениях. Он думал только о машине, о гонках.
Даже свое имя происходит от его прозорливости. После двух титулов в юношеской «Формуле Форд» под именем Айртон да Силва он вернулся в Бразилию, потому что у него не было спонсоров. Когда он снова уехал в Европу, он берет имя своей матери, Сенна, потому что она не так популярна и помогла ему стать заметным и привлечь спонсоров.
По словам его товарища по команде в «Вильямс», Дэймона Хилла, Сенна был готов ко всему и отличался от других.
«Аллен Прост просчитывал все риски — это было похоже на калькулятор. В то время как Айртон был готов все поставить на свой талант, это не всегда было удобным местом. Он много рисковал, шокируя остальных. У всех есть зона комфорта, из которой они редко выходят. Он часто выходил за пределы и отличался этим», — считает британский экс-гонщик.
И наконец, что заставляет всех продолжать так ярко вспоминать Сенну или переживать, когда говорят о нем? Причина в том, что Айртон был одним из тех настоящих героев, которые никогда не умирают в наших сердцах.
26 years ago today we lost one of the greats, Ayrton Senna. A man who inspired millions ???????????? pic.twitter.com/Q6FxlrJmCP
— ESPN F1 (@ESPNF1) May 1, 2020