Нa 74-м гoду жизни умeр Пьeринo Прaти — oдин из лeгeндaрныx фoрвaрдoв «Милaнa», Итaлии, дa, в конечном итоге, и всей Европы. По крайней мере, он последним сотворил в финале Лиги чемпионов нечто такое, что не могут повторить уже более полувека. «Террикон» реконструирует лучший день в футбольной жизни этого человека…
Вообще-то, приятных моментов в карьере Прати — куда больше, чем один великий день. Ему повезло — он попал в «Милан», когда там руководил Нерео Рокко, у которого был талант притягивать трофеи. Он проработал в «Милане» 2 сезона в начале 60-х, выиграл сначала Серию А, потом — Кубок чемпионов, на победной волне ушел за хорошие деньги в «Торино», на в 1967 вернулся — и вновь погрузил «Милан» в океан побед. За один сезон он опять обеспечил «россонери» «скудетто» и Кубок чемпионов.
Рокко был весьма любопытной личностью. Футбол, который он прививал «Милану», был малосимпатичным — классическое каттеначио, оборонительная игра в самом своем скучном варианте. Рокко не считал нужным оправдываться за это или доказывать, что его стиль привлекателен. Как-то один из его оппонентов сказал ему перед матчем: «Пусть сегодня победит лучшая команда!» Рокко невозмутимо парировал: «Надеюсь, что будет не так!»
Рокко был одним из главных сторонников внедрения в тактические модели «чистильщика» — защитника, который исправляет ошибки партнеров на самой последней линии обороны. Его «Милан» играл по схеме, которую можно передать примерно как 1-3-3-3. Строгий оборонительный футбол, в котором главное — не дать сыграть противнику и забить на один гол больше, чем он. По преимуществу — простые комбинации, масса вертикальных «лонгболов», быстрые прорывы, геометрически безупречные контратаки. И гениальный плеймейкер Джанни Ривера как мозг этого зубодробильного коллектива — человек, чья несравненная креативность и делала атаку «Милана» великой. Человек, вокруг которого Рокко и начал строить свою безупречную команду в 1961, когда Джанни было еще лишь 18.
В атаке Рокко тоже требовались люди специфические. Ему не нужны были какие-то фантазеры, отмеченные «искрой Божьей». Его идеал форварда — настырный проныра, который хорошо понимает, что к чему, и умеет вовремя оказаться в нужной точке. Именно таким и был Пьерино Прати.
В Милан он попал в 1966 20-летним, и сразу прижиться ему не удалось — его быстро сплавили в аренду «Савоне». Но там, забив 15 голов в 29 играх, он доказал, что чего-то стоит. Его вернули и потом уже не отпускали в течение 6 лет. Да и как отпустить, если уже в первом своем полном сезоне за «россонери» он забил 15 голов, став лучшим бомбардиром чемпионата!
С «Миланом» он прошел славный путь, навыигрывав кучу трофеев — Кубок чемпионов, Кубок кубков (дважды), Межконтинентальный кубок. Он был игроком сборной Италии, с которой взял европейское «золото» 1968 и мировое «серебро» 1970. Но все-таки несравненным пиком его карьеры стал ТОТ САМЫЙ матч. Тот, где он сотворил подвиг, покорившийся лишь двум гениям до него и никому — после.
28 мая 1969 на мадридском «Сантьяго Бернабеу», заполненном лишь на треть (что за футбол без «Реала»?), в финале Кубка чемпионов встречались «Милан» и «Аякс». Появление голландцев на такой стадии было сенсацией — тогда эту нацию ни во что не ставили. Поговаривали, что амстердамской команде повезло с жеребьевкой, что, достанься им «Манчестер Юнайтед», а не чехословацкий «Спартак Трнава» — не видать бы им финала, как номеров на своих футболках! Но Нерео Рокко к таким словам не прислушивался. Он видел, что на глазах подрастает новая европейская сила. Он оценил, как «Аякс» выпутался из безнадежной ситуации в четвертьфинале — проиграв на своем поле «Бенфике» 1:3, в гостях выиграл с таким же счетом, а потом в дополнительном матче, выдержав атаки португальцев (во главе с самим Эйсебио, между прочим!), а дополнительное время забил 3 гола за 15 минут. Это была очень непростая команда, и «Милану» нужно было ее сломать.
Видавший виды Рокко посмотрел на «тотальный футбол» «Аякса» и понял главное: если попытаться реагировать на то, что делают эти неутомимые черти — пиши пропало. Со своими постоянными перемещениями и сменой позиций они разрушат всю его систему. Рокко принял самое консервативное из возможных решений: реагировать по факту. Защитники держали зоны и включались, как только там появлялся мяч. «Аяксиды» во главе с молодым гением Йоханом Кройфом могли сколько угодно плести свои сети — итальянцы на это не обращали внимания, пока это не касалось персонально кого-то из них. Такая бесхитростная тактика сработала — не видя привычного эффекта от своих действий, голландцы подрастерялись и приостановились.
Ну, и тут наступило время Пьерино Прати. У каждого игрока бывают в карьере дни, когда все звезды смотрят ему в глаза. Таким днем для Прати стал 28 мая 1969. Начал он уже на 7-й минуте — получил навесную передачу с фланга и головой перебросил мяч через вышедшего вратаря «Аякса» – идеально точно, именно туда, куда и следовало. Это было сделано в очень нужный момент, когда соперник пытался перегруппироваться и придумать что-то новое после первых бесплодных атак.
На 40-й минуте Прати забил в тот же угол, но в другом стиле. Ривера неуловимо показал ему, куда смещаться. Прати побежал в том направлении, Ривера сбросил мяч пяткой — и Прати пробил метров с 25 так сильно, что спасти ворота было уже невозможно.
На 60-й минуте столп обороны «Аякса» Велибор Васович сократил разрыв с пенальти, назначенного за снос другого «легионера» — шведа Инге Даниэльссона. Но уже 7 минут спустя Прати сделал еще один важный ход — после того, как «Аякс» увяз в миланской обороне и потерял мяч, он запустил по правому флангу Анжело Сормани. Тот сделал все, как учил Нерео Рокко: просто и эффективно. Пробежал полполя и на линии штрафной, не вступая в контакт ни с кем из защитников, бахнул по воротам. И попал точно в дальний угол.
А на 75-й минуте был продемонстрирован еще один мастер-класс. «Аякс» в очередной раз потерял мяч в атаке — их судорожные попытки прорваться к воротам «Милан» к тому моменту читал уже легко. В прорыв был брошен Ривера. Лидер «россонери» вошел в штрафную, обыграл вратаря, но сместился влево — бить было уже неудобно. Он остановился, выждал пару секунд и в издевательской манере, носком подцепив мяч, послал его во вратарскую, на голову набежавшему Прати. Тот ударил в противоход вратарю.
Этот матч наглядно показал, почему в Италии у Прати была кличка «Язва». Он был и прост, и непрост одновременно. Угроза от него могла исходить из любой точки пространства перед воротами. Не показывая никакого волшебства, он добивался успеха своим пониманием игры.
Ну, и да. Он стал последним игроком на данный момент, кому удавалось сделать хет-трик в финале Кубка/Лиги чемпионов. До него это чудо сотворили два великих партнера по «Реалу» — в незабываемом финале 1960 Альфредо Ди Стефано забил 3 гола, а Ференц Пушкаш — вообще 4. С 1969 хет-триков в финалах больше не было. Так что Прати, что там о нем ни говори, был личностью уникальной…
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Федор Ларин, специально для «Террикона»