Кaк мы ужe сeгoдня сooбщaли, нa днe Лa-Мaншa были нaйдeны oблoмки сaмoлeтa, нa котором летел футболист Эмилиано Сала. Сразу вспоминаются другие — и еще более масштабные, увы — авиакатастрофы, жертвами которых становились целые команды…
4 мая 1949. «Торино» (31 погибший)
В конце 40-х «Торино» был в Италии тем же, чем сейчас является «Ювентус» — безусловным гегемоном. 4 «скудетто» подряд, уверенное лидерство в очередном чемпионате. Может, и в мире не было в тот момент команды, способной сравниться с «бордовыми быками». Хотя… 3 мая 1949 «Торино» проиграл в Лиссабоне «Бенфике» 3:4. Возвращаясь домой, уже снижаясь, самолет с командой попал в зону тумана. Пилот потерял ориентацию, лайнер задел крылом за базилику Суперга на одноименном холме — и врезался в землю. Погибли все, в том числе — 18 футболистов во главе с великим Валентино Маццолой. Из всей команды уцелел только Лауро Тома — потому что остался дома из-за травмы. Был пример и катастрофического невезения — на погибшем борту находился случайный пассажир, уговоривший стюардессу взять его без билета. Он торопился к заболевшей жене…
6 февраля 1958. «Манчестер Юнайтед» (23 погбших)
Это случилось в Мюнхене и оказалось не столь фатальным — выжило 19 человек, в том числе легендарный тренер Мэтт Басби и будущая легенда Бобби Чарльтон. Но погиб цвет футбольной нации, ядро команды, которая на глазах становилась великой — «мальчики Басби» во главе с главными талантами нации Томми Тейлором и Дунканом Эдвардсом, от которого ждали подвигов на чемпионате мира (может, он там и Пеле затмил бы). Команда возвращалась из Югославии, где после ничьей с «Црвеной Звездой» вышла в полуфинал Кубка чемпионов. В Мюнхене самолет сделал дозаправку. Погода стояла мерзкая, кто-то предлагал отложить взлет. Но все-таки решили отправляться. Первая попытка окончилась неудачей. Во второй самолет из-за плохо подготовленной взлетной полосы не сумел набрать нужную скорость и врезался в стоявший рядом дом…
16 июля 1960. Сборная Дании (8 погибших)
На этом самолете летели 8 футболистов сборной Дании, претендовавших на место в команде, которая готовилась к участию в Олимпиаде. Все они были любителями — мясник, инженер, студент-гуманитарий, кладовщик, таможенник, кузнец, механик, солдат. Еще один не полетел — на счастье, его наказали за отвратительное поведение. Пилот из-за плохой видимости потерял управление машиной при подлете к городу Эресунн и упал в море в 50 метрах от берега. Сам пилот каким-то немыслимым образом выжил, хотя и остался инвалидом. Датский футбольный союз вначале подумывал о снятии команды с олимпийского розыгрыша — но команда все-таки поехала в Рим и дошла там до финала, победив Тунис, Польшу, Аргентину, Венгрию. И лишь в последнем матче уступила мощной команде Югославии, которая почти в том же составе через 2 года дойдет до полуфинала чемпионата мира.
26 сентября 1969. «Стронгест» (74 погибших)
Любопытно, что в тот же день в Боливии происходил государственный переворот. Но катастрофа собрала такую обильную смертельную жатву, что смогла даже конкурировать с политическими катаклизмами на первых полосах газет. Вместе с футболистами на злосчастном борту находились и обычные пассажиры. Шел снег, самолет летел над горами. В конце концов, никто так и не понял, в чем была причина катастрофы. Связь с экипажем прервалась еще до возникновения критической ситуации. Он просто исчез. Через сутки обломки лайнера нашли шахтеры из окрестного поселка. Изучив найденное, эксперты пришли к выводу, что на борту возник пожар, но почему — так и не смогли разобраться. Из 74 человек не выжил никто. «Стронгест», один из лучших боливийских клубов, пришлось создавать заново. В его состав вернулись многие игроки, в предыдущие годы покинувшие команду. Через 5 лет она вернула себе титул чемпиона страны.
11 августа 1979. «Пахтакор» (178 погибших)
На самом деле, огромное количество жертв объясняется тем, что погибли 2 самолета — они столкнулись в воздухе над Днепропетровском из-за ошибки 20-летнего диспетчера. Самолет, на котором ташкентский «Пахтакор» направлялся в Минск, врезался в такой же Ту-134, летевший из Молдавии. Машины развернуло, они столкнулись хвостовыми частями. Пилоты молдавского лайнера были убиты мгновенно и сам самолет распался на фрагменты. Минские пилоты еще старались спастись, но вскоре потеряли управление над машиной. Ташкент лишился опытной, самобытной команды, которая в союзном чемпионате так по-настоящему и не возродилась, хотя игроками после трагедии ей помогали все клубы Высшей лиги. Тренер Олег Базилевич счастливо избежал этого полета («только потому, что меня на один день отпустили повидаться с семьей», как вспоминал он впоследствии).
7 июня 1989. Группа голландских суринамцев (176 погибших)
Таким же чудом избежали печальной участи мировые звезды Рууд Гуллит и Франк Райкаард, а также звезды помельче, но игроки сборной Аарон Винтер и Брайан Рой. Всех их не отпустили клубы. Куда? На историческую родину, в Суринам, где команда голландцев суринамского происхождения должна была принять участие в товарищеском матче. Полет проходил нормально, условия в месте приземления — городе Парамарибо — были превосходными. Роковую ошибку допустил экипаж, не рассчитавший траекторию захода на посадку. В результате, самолет зацепил крылом дерево и рухнул на землю. Из находившихся на борту выжило 11 человек…
27 апреля 1993. Сборная Замбии (30 погибших)
От столицы Габона Либревиля удалось отлететь лишь полкилометра. В Либревиле самолет замбийских ВВС делал промежуточную посадку. На борту находилась сборная Замбии в полном составе, направлявшаяся в Дакар на квалификационный матч чемпионата мира с Сенегалом. Проблемы с левым двигателем были очевидны еще до взлета. Они были очевидны еще в Замбии — но пилоты приняли решение лететь. В результате, при наборе высоты двигатель загорелся и остановился. Самолет потерял тягу и упал в воду. Погибли все — пилоты, футболисты, главный тренер Годфри Читалу и даже президент национальной федерации. Печальная судьба обошла стороной лучшего игрока страны Калушу Бвалиа — он добирался в Сенегал из Европы самостоятельно. Вокруг него была выстроена новая команда, которая через год смогла добраться до финала Кубка африканских наций.
28 ноября 2016. «Шапекоэнсе» (71 погибший)
Эта трагедия у нас всех еще на памяти. Самолет, в числе пассажиров которого были и футболисты бразильской команды «Шапекоэнсе», при подлете к колумбийскому городу Меделин врезался в гору. Из 77 человек, находившихся на борту, выжило 6 (правда, один, вратарь Данило, впоследствии умер в больнице). Кроме футболистов и тренеров, погиб также президент клуба. «Шапекоэнсе» летел на первый финальный матч Южноамериканского кубка с местным «Атлетико Насьональ». В Бразилии был объявлен трехдневный траур, а «Атлетико Насьоанль» выступил с беспрецедентным предложением — вручить «Шапекоэнсе» Южноамериканский кубок без борьбы. Континентальная федерация эту акцию одобрила. Команду восстановили при помощи всей бразильской футбольной общественности — и уже в следующем году она стала чемпионом штата и заняла в чемпионате страны 8-е место, лучшее в своей истории.
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Федор Ларин, специально для «Террикона»