В «Рoмe» oбрaзoвaлaсь интeрeснaя кoллизия. Фрaнчeскo Тoтти пoкинул рoднoй клуб с oбидoй. Eму нe понравилось, что его игнорировали. И одним из моментов, обостривших ситуацию, был приход Паулу Фонсеки. «Террикон» исследует эту историю…
28 anni di amore! ❤#totti #memories #TakeMeBackTuesday pic.twitter.com/ufKFnRx3GY
— Francesco Totti (@Totti) 28 мая 2019 г.
О своем уходе из «Ромы» Тотти объявил вчера. Особо миндальничать не стал — ясно сказал, что уходит из-за всяких побочных факторов, которые свели его работу к чисто номинальной. Когда его приглашали на должность технического директора, он думал, что это всерьез. Работа в этой функции предполагает контроль за всеми ключевыми операциями, касающимися команды. Но очень скоро оказалось, что участие Тотти никому не было нужно, и все дела текли мимо него. Именно это — собственная невостребованность — и стало главной причиной решения легенды клуба покинуть родное гнездо.
Надо понимать, что имя Франческо Тотти для всех, кто имеет отношение к «Роме» — на вес самого драгоценного металла. Уроженец римского района Гарбателла — одного из самых демократичных и страстных в итальянской столице — Франческо пользовался любовью, назвать которую «всенародной» совсем не будет преувеличением. Сам он показал пример исключительного клубного патриотизма. Он дебютировал за «Рому» в 1992, 16-летним — и с тех пор 25 лет играл за эту команду, вплоть до окончания карьеры в 2017. Ни на какие предложения извне не откликался — хотя их и хватало. Поэтому и титулов у него немного — всего 5. С «Ювентусом» или «Миланом» было бы на порядок больше. Или, скажем, с «Реалом», куда его одно время настойчиво звали. Но нет — Франческо всегда и при любых обстоятельствах оставался верным «Роме».
Именно поэтому его уход и произвел такой оглушительный эффект. Тем более, при такой мотивировке. И вот тут самое время ввести в наш сюжет Паулу Фонсеку.
Сам Тотти говорит об операции по приглашению нового тренера следующим образом: «Если они подписывают нового тренера, покупают игроков, продают игроков, и при этом даже не спрашивают меня, то какой из меня технический директор? Я не полетел на подписание контракта с Паулу Фонсекой, потому что мне позвонили за два дня до того и сообщили, что сделка с новым тренером уже заключена… Технический директор должен высказать свое мнение о новом тренере, верно? Но когда я понял, что они уже все решили, что мне оставалось делать? Если все пойдет неважно, мне надо было бы выйти и сказать, что Фонсеку приглашал не я? Фонсеке предстоит найти среду, которая будет для него удобна, с четким путем развития. Судя по тому, что я видел, это хороший тренер, он произвел впечатление в «Шахтере»».
Если верить Тотти, то мы видим вокруг Паулу Фонсеки целую интригу, инициированную руководством клуба. К этим людям у Франческо — другие претензии. «Главной целью некоторых людей было исключить римлян из «Ромы». И в конце концов, они в этом преуспели. Это продолжалось на протяжении последних 8 лет, с тех пор, как пришли американцы. Они настойчиво подталкивали развитие событий в этом направлении. Они испробовали все, что могли. И у них получилось…» — с грустью констатировал Тотти.
Тут самое время ввести в наш сюжет еще нескольких персонажей — тех самых «американцев», которых упоминает римский ветеран. Прежде всего, имеется в виду совладелец и президент клуба Джеймс Паллотта, американец итальянского происхождения, главным бизнесом которого является инвестиционная компания Raptor Group. В 2011 он купил «Рому» вместе с тремя другими итало-американцами — Томасом Ди Бенедетто, Майклом Руане и Ричардом Д’Аморе. При нем команда вошла в число трех сильнейших в Италии — начиная с сезона 2013/14, 5 раз подряд занимала место в тройке. И только в последнем сезоне результат оказался хуже. В общем, американское правление никак нельзя было признать неудачей со спортивной точки зрения.
Но вот внутри клуба, в его, так сказать, «теле» происходили не совсем здоровые процессы. Очень показательной стала история с Рамоном Мончи, который в «Севилье» заработал репутацию гениального спортивного директора и был перекуплен «Ромой» за серьезные деньги. Паллотта говорил, что это — инвестиция на годы вперед, что Мончи должен построить команду с чемпионским менталитетом. В марте этого года Мончи был уволен. Паллотта утверждает, что Мончи получил 100 процентов контроля в трансферной политике, а в итоге образовалась целая куча кадровых проблем. Мончи, наоборот, заявлял, что необходимой свободы как раз не имел.
В общем, за последние пару лет ситуация внутри «Ромы» по тем или иным причинам ухудшилась. И вот на этом фоне состоялось приглашение Фонсеки.
Римский клуб обратил внимание на португальского тренера весной 2018, когда судьба свела «Рому» и «Шахтер» в 1/8 финала Лиги чемпионов. «Горняки» уступили, но борьба была отчаянной, и в противостоянии тактических идей Фонсека показал себя даже еще более гибким умельцем, чем тогдашний наставник «Ромы» Эусебио Ди Франческо. Окружение президента Паллотты, которое всегда принимало все главные решения, установило контакт с представителями Фонсеки. И когда Ди Франческо, исчерпав лимит доверия, был изгнан из клуба, эти связи заработали.
Все это шло помимо Тотти. Для Паллотты и его людей, представляющих президента в Риме (сам он проводит большую часть времени в Бостоне), такой ход вещей был естественным. Иикто с самого начала и не собирался делиться с Тотти властью. Его приглашение на пост директора в 2017 воспринималось руководством клуба как сугубо церемониальное. Поэтому и шло все самым обидным для Тотти образом — его мнением не интересовались при решении вопросов, ему напрямую не писали с предложением поучаствовать в каких-то судьбоносных заседаниях. При этом, надо ведь понимать, что Тотти считал себя носителем некоего высшего знания о «Роме» — гораздо в большей степени, чем вся американская управленческая команда, вместе взятая.
Этот нарыв долго зрел, и должен был прорваться. Огромный вклад в течение болезни внесло дело Даниэле Де Росси, который тоже был олицетворением римского футбола — и тоже покидает «Рому», хотя Тотти, как он утверждает, пытался предотвратить такой исход. Приглашение Фонсеки просто стало последней каплей. Так что, в известном смысле слова — да, мы можем сказать, что Фонсека выжил Тотти из «Ромы».
Есть люди, которые утверждают, что оно и к лучшему, что Тотти не такой уж д’Артаньян, каким кажется, что у него мерзкий характер и он только и может, что баламутить воду. Но есть и другие мнения. Вот, например, что говорит Вальтер Сабатини, бывший спортивный директор «Ромы»: «Тотти заслуживал того, чтобы его проверили по-настоящему. Технический директор участвует в принятии всех решений, по всем вопросам, которые возникают в команде и вокруг нее. Тотти провел в клубе более 20 лет, он идеальная фигура для такой роли. Несомненно, его уход — упущенная возможность. И трудно сказать, что в этой ситуации теряет больше».
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Юрий Шелест, специально для «Террикона»