Как Гвардиола убил итальянский футбол

Нa прoшлoй нeдeлe зaщитник «Ювeнтусa» Джoрджo Кьeллини oбвинил Xoсeпa Гвaрдиoлу в рaзрушeнии итaльянскoгo оборонительного футбола. «Террикон» разбирается, что там на самом деле произошло…

Для начала, процитируем резонансную фразу Кьеллини: «Гвардиола разрушил итальянский оборонительный футбол. Конечно, он является великолепным специалистом, но в Италии зачем-то начали копировать его стиль игры, не обладая такими же навыками. Можно сказать, что за последние десять лет мы утратили свою идентичность. Когда-то у нас были Мальдини, Барези, Неста, Каннаваро и другие. Сейчас же остался только Бонуччи. Надеюсь, что отечественный футбол переживает этап обновления. Провал в квалификации на ЧМ-2018 должен открыть глаза на проблему».

Тут очень важно, кто говорит эти слова. Джорджо Кьеллини — один из лучших итальянских центральных защитников современности. Вместе с Леонардо Бонуччи он составлял в «Ювентусе»
идеальную, по мнению очень многих, оборонительную пару десятилетия. Он — олицетворение прочности и надежности «скуарды адзурры». И помимо всего прочего, Кьеллини отличается умными комментариями и нетривиальными суждениями. Несмотря на свою внешность тосканского головореза, он обладает мозгом интеллектуала и даже отчасти художника. К тому, о чем он говорит, как правило, интересно и стоит прислушаться.

И Кьеллини можно понять, когда он говорит, что именно снижение степени надежности в игре итальянских команд стало причиной катастрофы сборной в отборочных играх чемпионата мира.

Кьеллини вспоминает великих итальянских защитников, выстраивая впечатляющий ряд: Джентиле, Ширеа, Бергоми, Барези, Мальдини, Неста, Каннаваро… И задает вопрос: кого воспитал национальный футбол после Бонуччи? Просит назвать хоть одного. Задумывается сам — и разводит руками. Назвать ему некого.

В 2006, когда Италия стала чемпионом мира, в центре обороны действовала великолепная пара Каннаваро-Матерацци. С Буффоном на воротах и Гаттузо в опорной зоне это была настоящая каменная стена. При этом, команда имела потрясающий креативный и атакующий потенциал благодаря гениальному трио Пирло-Тотти-Тони. Этот вариант «скуадры адзурры» был одним из лучших в истории благодаря своей сбалансированности, готовности сыграть в любой футбол.

Лучшие версии сборной Италии всегда имели зубастую оборону и полноценных «звезд» впереди. Например, чемпионский состав 1982 мог похвастаться защитной связкой Гаэтано Ширеа — Клаудио Джентиле, а впереди — Бруно Конти, Паоло Росси и Марко Тарделли. И пусть Джентиле вошел в историю футбола прежде всего как человек, устроивший Хиросиму Марадоне в матче со сборной Аргентины (помните знаменитую фразу «Мальчик, это футбол, а не балет!») — все равно, это был защитник европейского уровня, а в связке с Ширеа — почти безупречен.

Команда 1994, тоже чуть было не ставшая чемпионом мира, опиралась на Паоло Мальдини и Франко Барези в центре защиты. Впереди играл Роберто Баджо и остальные (при таком гении партнером мог стать кто угодно). В общем, система одна — баланс обороны и атаки. Прочный фундамент — и обязательно одна-две выдающиеся личности для конструирования и завершения атаки.

Причем каждый раз набор кандидатов в национальную команду на позицию центрального защитника был избыточен. Их всегда оказывалось более, чем достаточно. И вот этот источник иссяк. Почему? И при чем здесь Гвардиола?

Логика Кьеллини, в общем, понятна. Но не путает ли он причину и следствие? Да, до наступления эры Гвардиолы итальянские клубы и итальянская сборная выглядели получше. Особенно клубы. В первое десятилетие нового века вместились 3 победы представителей этой страны в Лиге чемпионов (дважды «Милан» и однажды «Интер»). В нынешнем десятилетии итальянцы не побеждали ни разу. 2 поражения «Ювентуса» в финале — все, чем может похвастаться национальный клубный футбол за этот период. В то же время, «Барселона» с начала века брала главный трофей континента 4 раза. В итоге, у итальянских клубов выработался определенный комплекс неполноценности, а на его базе — желание скопировать успешный образец игры, который из года в год доказывает свою эффективность.

Нехватка качественных людей в обороне — не новая проблема. Еще в 2013 о ней говорил Паоло Каннавро — правда, несколько по другому поводу, комментируя моду на игру в три защитника: «Сейчас очень мало хороших защитников для игры один-в-один. Поэтому тренеры ищут варианты для усиления этой линии. Мы, я имею в виду итальянцев, должны вернуться к нашим истокам, потому что мы всегда хорошо играли в защите и не должны стыдиться этого».

Нам трудно представить, что игра от обороны может быть предметом гордости. По-другому мы воспитаны. Но в Италии дело обстоит именно так! Многие ностальгически вспоминают начало века, когда «Милан» и «Ювентус» имели идеально отлаженные команды с первоклассной обороной. Это было взаимное тотальное давление, сопернику не давали спокойно вздохнуть — в результате, один гол, как правило, решал все. Классикой такого противостояния считают финал Лиги чемпионов 2003, разыгранный этими командами. Голов там вообще не было забито — ни в основное, ни в дополнительное время. Можно удивляться, но болельщики получали удовольствие от такого шоу. Оно напоминало им шахматы и воспринималось как пир футбольного интеллекта.

Мы уже как-то говорили о заметном росте результативности в Серии А. Это легко проследить, если исследовать ситуацию с начала века. Динамика получается впечатляющая:

С начала нынешнего десятилетия результативность растет постоянно, за исключением одного только провала в сезоне 2015/16. В прошлом десятилетии высшим показателем был 2.67. В текущем десятилетии в половине случаев он выше (в том числе, и в нынешнем чемпионате). А в прошлом году в Серии А вообще забивалось почти 3 гола за матч — нечто невиданное с 50-х годов (в последний раз такой уровень был зафиксирован в сезоне 1950/51). Если же мы возьмем один из самых что ни на есть классических периодов итальянского футбола — 80-е годы — то увидим, что в четырех сезонах в Серии А забивали менее чем 2 гола за матч. И целые поколения выросли с мыслью о том, что это нормально!

То есть, в итальянском футболе действительно стали забивать больше. Но является ли это «заслугой» Гвардиолы — того, что его стиль начали копировать?

Проблема наверняка глубже. На самом деле, футбол Гвардиолы — не такой уж безоглядно атакующий, как можно подумать, глядя на турнирные показатели его команд. Цель этого гения и перфекциониста — улучшить все линии, довести до совершенства (ну, почти до совершенства) каждую из них. Его единственная цель — победа. И он уверен, что высокий процент набранных очков может обеспечить только гармоничное сочетание всех звеньев, причем каждое из них отполировано до блеска. В кристальном выражении это мы видим сейчас в «Манчестер Сити» — но таков был подход Пепа и с его первых шагов в «Барселоне».

Проблема, на которую намекает Кьеллини — то, что в Италии бросились клонировать успех Пепа без Пепа. А это невозможно. Свой футбол он родил сам, из своей внутренней эволюции. И по его рецептам можно создать только что-то приблизительно похожее. Но результат это не гарантирует. Что, в общем-то, и происходит. При этом многие копирующие считают футбол Пепа чисто атакующим. И на защиту передают обращать внимание. За что через какое-то время и получают…

Принять на вооружение модель Гвардиолы — значит, готовить таких защитников, которые будут воспринимать как одинаково важные задачи прерывать атаки соперника и начинать свои. Это значит, создать гибкую линию обороны, где играют и полузащитники, особенно опорные, где идеальным образом налажена взаимозаменяемость на тот случай, если защитник уходит вперед (что случается совсем не редко).

Создавать защиту по модели Гвардиолы — значит, идти вразрез с итальянской традицией подготовки игроков этого амплуа. Так что в известном смысле Кьеллини, конечно, прав. Футбол Гвардиолы убивает традиционный итальянский стиль. Но делается это руками не Гвардиолы, а самих итальянцев, вот в чем ирония…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Юрий Шелест, специально для «Террикона»