Тo, чтo лeгeндaрный Вaлeрий Лoбaнoвский пoигрaл зa «Шaxтeр», всем известно. Но ведь он и до того неоднократно выходил на газон донецкого стадиона — в качестве игрока «Динамо», а потом и немного «Черноморца». Когда же это случилось впервые? Terrikon.com углубился в архивы — и отыскал исторический момент…
Это был первый тур чемпионата СССР 1960, в котором у Киева образовалась новая команда с дерзким молодым составом. Впрочем, тогда их великолепная перспектива была еще не очевидна. Просто воспитанники киевских футбольных школ вдруг начали ломиться в двери «основы» целой компанией. Кстати, привлекал большинство из них в «Динамо» когда-то Олег Ошенков – но в начале 1960 он тренировал уже николаевский «Судостроитель», а через несколько месяцев придет в «Шахтер», где заменит Константина Щегоцкого.
Ну, а на матч с «Динамо» «Шахтер» еще выводил Щегоцкий. Кстати, бывший киевский динамовец. Так все хитро закольцевалось.
Ну так вот, в составе «Динамо» донецкая публика тогда впервые увидела рыжего левого крайнего по фамилии Лобановский. Союзной публике он уже был немного известен. Дебютировав в предыдущем чемпионате, 20-летний форвард успел провести в нем 10 матчей, в основном на позиции центрфорварда, и забил 4 гола, причем первый в своей карьере — самому московскому «Спартаку», чемпиону страны. Тот гол позволил киевлянам спасти игру, которая в итоге закончилась со счетом 2:2. Это была веселая заявочка, благодаря которой любители футбола могли хорошо запомнить Лобановского (тем более, что, повторим, в том сезоне он забивал еще — правда, в основном соперникам типа «Молдовы» или «Крыльев Советов»).
Лобановский считался очень перспективным центральным нападающим. Но самое интересное, что в Донецке (тогда город назывался еще Сталино) он вышел на левом фланге. Это был эксперимент недавно пришедшего тренера Вячеслава Соловьева — и эксперимент настолько успешный, что впоследствии именно там, на фланге «Лобан» и прописался. Но вот в том матче 10 апреля 1960 его перемещение налево удивило всех, а кое-кого из соперников и дезориентировало.
Надо сказать, что в предыдущем чемпионате СССР 1959 участники матча, о котором мы говорим, не блистали. «Динамо» финишировало 7-м без шансов на что-то большее, а «Шахтер» и вовсе занял последнее, 12-е место — от вылета его спасло только расширение Высшей лиги. Короче, соперники были почти достойны друг друга. Более высокий класс киевлян (теоретически) уравновешивался статусом хозяев у «горняков». Поэтому на поле в стартовые минуты установилось некоторое равновесие.
В отчете «Советского спорта» это осторожное балансирование описывалось так: «Тактика соперников довольно ясна. Федосов, оттянувшись назад в глубину поля, дирижирует нападением «Шахтера», не упуская малейшей возможности вклиниться в линию обороны соперников для завершающего удара. У киевлян Лобановский и на новом месте всякий раз вносил в игру много остроты».
Эта острота потом приведет к голу, но сначала киевляне забили без его участия. На 6-й минуте сработала новая связка Йожеф Сабо — Андрей Биба. Сабо, увидев брешь в обороне соперников, послал мяч Бибе. Тот ринулся между защитников. Вратарь «Шахтера» Борис Стрелков выбежал навстречу киевлянину — но с минимальным опозданием, этого мгновения Бибе хватило, чтобы послать мяч в сетку.
«Шахтер» отыгрался быстро — уже через 9 минут: после длинного навеса Владимира Салькова Иван Федосов срезал мяч головой в динамовские ворота. А потом настало время Лобановского. На 24-й минуте его выводят в прорыв. Стрелков выбегает навстречу, но молодой киевлянин обманывает донецкого голкипера и отдает пас на Бибу, который спокойно поражает цель.
«Шахтеру» удается отыграться в начале второго тайма — опять отличился Федосов. Дальнейшие события «Советский спорт» описывает так: «Наступило то, чего так долго ждали болельщики «Шахтера». Вся команда устремилась вперед. Атаки хозяев поля бурны, в них много огня, но мало расчета — Федосов уже плотно прикрыт. Защита киевлян, в начале штурма игравшая на отбой, постепенно освоилась с бессистемными атаками хозяев поля и стала действовать спокойно. В обеих командах что-то перегорает. Концовка встречи выходит приглушенной». В общем, все так и закончилось — 2:2.
Вот так стадион «Шахтер» впервые увидел неповторимого технаря, который благодаря своему высокому росту и худощавому телосложению, специфической манере бега, а также, конечно, светлым волосам всегда был одним из самых заметных на поле. Тогда у «Динамо» еще не сложилось окончательно то стремительное, легкое нападение, которое станет главным оружием в чемпионский сезон-1961. Еще не было в основном составе, например, Олега Базилевича и Валентина Трояновского. Но Лобановский уже считался звездой, на него уже ходили, от него ждали чего-то нестандартного. И как правило, он не обманывал ожиданий.
Однако забить на стадионе «Шахтер» ему за «Динамо» так никогда и не удалось. Да и выиграть с Лобановским в составе киевляне здесь не смогли ни разу. Более того — и позже, уйдя в «Черноморец», он не сможет «размочить» донецкие ворота. Так что, конечно, многое видела местная публика в его исполнении, а вот голов — нет…
another languages: uk