Вчeрa мы ужe сooбщaли o нaчaлe иннoвaциoннoгo прoeктa «Шaxтeрa». Сегодня мы попытаемся понять, что из этого сможет реально извлечь клуб и его болельщики.
Пытаясь обрисовать реальный «выхлоп» от спортивных инноваций для обычных болельщиков, умеющий подыскать яркий пример президент нового партнера «Шахтера» HYPE Sports Innovation Амир Раве упомянул об очках виртуальности. Надев их, каждый сможет в тот же миг переместиться на стадион, где играет любимая команда. Возникает правдоподобное ощущение, что ты сидишь на трибунах и наблюдаешь за матчем — разве что сосед под локоть не толкает и соленые орешки не разносят в проходах. Ролик, на котором продемонстрированы возможности такого просмотра, впечатляет по-настоящему. Носитель очков может менять ракурсы просмотра. Может повторять моменты с разных точек. Может вызывать хайлайты матчей. Ему доступна самая разная статистика — как по отдельным игрокам, так и по командам, и по матчу в челом. И текущая, и итоговая…
Мечта для болельщика! Можно себе представить цену такого девайса — но, в конечном итоге, оно того будет стоить.
Мир меняется на глазах, и мир футбола — в том числе. Болельщик становится все более взыскательным. Амир Раве вспомнил свой разговор с представителем директората «Барселоны», который посетовал, что людям теперь недостаточно просто смотреть за игрой — им непременно надо знать, какой ритм сердцебиения был у Лео Месси в тот момент, когда он бил пенальти на 87-й минуте матча. И самое интересное — есть технологии, которые позволяют получить такую информацию и оперативно доставить ее потребителю!
«Барселона» в выступлении главы HYPE всплыла не просто так. Для него этот клуб — пример работы с инновациями в сфере спорта. Один из самых убедительных примеров. Еще один такой пример — нынешний лидер НБА «Голден Стейт Уорриорз». Явно желая сделать приятное «Шахтеру», Амир Раве поставил его в ряд с этими могучими спортивными предприятиями — по его словам. они вполне сравнимы по готовности идти в спортивные инновации.
Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности приводит к появлению футбольных стартапов, действующих в самых разных направлениях. В качестве примера Амир Раве привел итальянский проект Wyscout, который за 14 лет своего существования вырос из идеи о глобальной базе оперативных футбольных данных в мощную платформу, где любой может получить исчерпывающую информацию по действиям каждого игрока в каждом матче, всестороннюю аналитику любого матча, трансферную динамику и много чего еще. Появился целый слой людей, которые без этой информации уже с трудом представляют себе восприятие футбола.
Но попробуем все-таки сфокусироваться на том, что может получить «Шахтер» от сотрудничества с такой видавшей виды компанией, как HYPE Sports Innovation.
Тут пока никакой конкретики представить себе невозможно. Дело вот в чем. Само сотрудничество базируется на так называемом акселераторе — то есть, совокупности нескольких стартапов, каждый из которых может со временем прорезаться в реальный инновационный бизнес. Но что это будут за стартапы, пока неясно. Их еще только предстоит отобрать из предложений, которых еще нет. Все это развивается на базе инновационного парка UNIT.City, расположенного в Киеве. Сам по себе, это прелюбопытнейший объект. Был в Киеве, между Лукьяновкой и Дорогожичами, мотоциклетный завод. Со временем он оказался на обочине истории. И вот его территорию теперь приспособили под нечто вроде «Силиконовой долины». Пока проект — в самом начале, но его надеются сделать сердцем украинского технологического прорыва.
Вот там-то HYPE и намерен сформировать свой очередной акселератор (которых уже имеет предостаточно по всему миру — под его крулом действует около 9 тысяч стартапов). Вместе с «Шахтером» израильская компания проведет конкурс, в результате которого отсеется 10 лучших инновационных предложений. Чему они будут посвящены, станет ясно только по завершении конкурса. По той же причине непонятно, кто будут разработчики — украинцы или нет. Инициаторы проекта хотели бы, чтобы украинцев оказалось в итоге больше, но прежде всего смотреть будут все-таки на качество предлагаемых идей. При этом Амир Раве отмечает, что интеллектуальный потенциал украинских разработчиков впечатляющ, и он ждет здесь настоящего прорыва.
Но все это не помогает понять, каковыми окажутся конкретные итоги проекта. Так и должно быть. Сам процесс выстроен таким образом, что на старте этого известно быть не может. Глава департамента маркетинга и коммуникаций ФК «Шахтер» Юрий Свиридов обрисовал ожидания клуба так: «Направление в которых мы заинтересованы — это работа с болельщиками. Это умный стадион. Это доставка контента. Создание новых приложений для работы с болельщиками. Это спортивная медицина. Оценка индивидуальных действий игроков. Одной из интересных направлений, на которые мы будем смотреть, это возможность идентификации талантливых игроков в юном возрасте. Есть еще одно интересное направление – это криптовалюты. Есть большой рынок в футболе, есть большая трансферная активность и может быть в будущем, появятся новые инструменты расчета».
Время покажет, что на самом деле получит клуб от этого проекта. Возможно, что из 10 победивших в конкурсе стартапов полезным для «Шахтера» окажется лишь несколько. Но в любом случае, само присутствие на «острие атаки» технологического прорыва — уже приятно. Приятно, когда тебя сравнивают с «Барселоной» или «Голден Стейт Уорриорз», согласитесь.
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Вадим Самойлов, специально для «Террикона»