Как выглядело бы противостояние Кройфа и Беккенбауэра в наши дни

Вeличиe Криштиaну Рoнaлду и Лиoнeля Мeсси сoвeршeннo oбъeктивнo, eгo лeгкo измeрить кoнкрeтными цифрами, невиданными ранее. Но немалую роль в создании их образов сыграли и современные медиа. «Террикон» попытался представить, как выглядело бы, скажем, противостояние Йохана Кройфа и Франца Беккенбауэра, существуй тогда СМИ в их нынешнем виде…

Они начали взрослую карьеру почти одновременно — в 1964, Беккенбауэр чуть раньше (на несколько месяцев). При этом, будущий «кайзер Франц» был на полтора года старше «летучего голландца». Но их старт вряд ли привлек бы медийное внимание в наши дни. Да, они стартовали с клубами, названия которых известны каждому — «Бавария» и «Аякс». Но клубы эти в то время влачили жалкое существование. «Бавария» еще даже не пробилась в Бундеслигу, а «Аякс» упал в Эредивизии до низшей позиции в своей истории — 13-й. Так что рождение звезд медийщики просто проспали бы.

Но местные специалисты разглядели великие таланты даже в таких глубинах. Беккенбауэра стали приглашать в молодежную сборную ФРГ еще когда «Бавария» играла в региональной лиге. Он уже тогда выделялся удивительным хладнокровием и рассудительностью, необычной в его 19-летнем возрасте. А в сентябре 1965 впервые сыграл за первую сборную. И сразу — в решающем матче отборочного цикла, на выезде в Швеции, где немцам требовалась только победа. Она и была добыта (2:1), а дебютант продемонстрировал просто выдающуюся игру. Вот тут-то современные медиа сразу и сделали бы его «наследным принцем» немецкого футбола.

17-летний Кроф между тем появляется в основном составе «Аякса», а во втором своем сезоне становится лучшим бомбардиром команды с 25 голами в 23 матчах. Для Нидерландов он моментально обретает черты героя и надежды. Но даже для современных медиа этого было бы недостаточно — подвиги Кройфа не превышали масштабов национального хайпа. Остальную Европу тогда не интересовало то, что происходит в этом чемпионате. В итоге, Кройфа среди соискателей «Золотого мяча» в 1965 нет — а вот Беккенбуэр там появляется. Правда, всего с 2 баллами и в самом низу.

Нет Кройфа среди претендентов и в следующем, 1966 — а вот Беккенбауэр прыгает в нем сразу на 3-е место. Еще бы — на чемпионате мира в Англии он продемонстрировал революционную игру, с позиции заднего центрального полузащитника постоянно выдвигаясь вперед, насыщая зоны завершения, раздавая эффектные пасы. Это был один из героев турнира, он сыграл все матчи без замен. Без сомнения, существуй тогда социальные сети, он стал бы ролевой моделью миллионов. Эффектный, техничный, всегда сохраняющий самообладание, настоящий интеллектуал на поле — он мог бы стать тем, кем сейчас является Криштиану Роналду, только в более мужественном воплощении. YouTube разобрал бы его на молекулы и продал в миллионах разных упаковок, уж не сомневайтесь.

Впервые в списке соискателей «Золотого мяча» Кройф появляется в 1967 — благодаря голландскому участнику опроса, который поставил ему единственный балл. Он продолжал творить чудеса в «Аяксе» (33 гола в 30 матчах). Кроме того, «Аякс» наконец-то начал проявлять себя на международной арене. В 1/8 финала Кубка чемпионов амстердамцы во главе с Кройфом разнесли в пух и прах «Ливерпуль» (5:1) — правда, потом «слились» пражской «Дукле». Кройф продолжал существовать в статусе локального гения — и большой раскруткой в современном мире это ему не грозило бы.

Настоящая битва начинается в 1969. Кройф взлетает в списке лауреатов «Золотого мяча» сразу на 4-е место, опережая Беккенбауэра (7-е). «Аякс» совершает сенсацию, доходя до финала Кубка чемпионов, где, правда, терпит разгром от «Милана» 1:4. Кройф блистателен, забивает по ходу турнира 6 голов (2-й результат), в том числе — важнейшие в четвертьфинале и полуфинале. Он становится европейским героем, о его удивительной игре, где техника переплетена с «физикой», говорят все. Более того — все это на фоне новой тактической модели «Аякса», которую позже назовут «тотальным футболом».

Об этом много говорили и тогда, но сейчас, нет сомнения, эксперты изрисовали бы весь интернет стрелочками и кружочками, иллюстрирующими тактические чудеса «Аякса» и выдающуюся роль Кройфа в этом организованном хаосе. Он стал бы пророком новой эры футбола. Его роль была бы в чем-то похожа на нынешнюю роль Месси, с его природной одаренностью и неповторимой техникой. Но характер у Кройфа был совсем другой. Получился бы жесткий, неудобный вариант Месси, от чего медийные его воплощения только выиграли бы.

Таким образом, были бы вылеплены образы двух молодых героев эпохи. И дальше осталось бы только эксплуатировать этот антагонизм. В нем были бы свои пики — например, самое начало 70-х, когда «Золотой мяч» сначала взял Кройф после победы «Аякса» в Кубке чемпионов-1971, а на следующий год — Беккенбауэр после триумфа немцев на чемпионате Европы. Но апогея это противостояние достигло бы в 1974, когда, несмотря на выигрыш сборной ФРГ «золота» мира, лучшим футболистом Европы признали все-таки Кройфа — за тот волшебный футбол, который голландцы под его руководством показали на «мундиале»-1974. Тогда в опросе два гения намного оторвались от всех остальных, и преимущество Кройфа составило всего 11 баллов…

Вовсю изощрялись бы любители тактических гибкостей. Оба наших героя были революционерами в футболе. Беккенбауэр со временем превратился в центрального защитника — но очень необычного. Он продолжал постоянно ходить вперед — и несмотря на то, что все знали об этой его манере, раз за разом он заставал оппонентов врасплох. Это был настоящий переворот в футболе, который ранее не знал подобной наглости у центрбеков. Революция Кройфа была, может, и помасштабней — но революция Беккенбауэра оказалась достаточно эффектной, чтобы можно было сравнивать две эти вещи.

Как и Месси с Роналду, Кройс с Беккенбауэром на какое-то время монополизировали «Золотой мяч». С 1971 по 1976 этот приз брали только они (Кройф трижды, Беккенбауэр дважды). Исключение составил только 1975, когда лучшим игроком Европы признали Олега Блохина. Но все равно, по итогам того опроса Беккенбауэр занял 2-е место, а Кройф-3-е.

Без сомнения, это продолжалось бы и дальше, но оба гения одновременно выпали из европейской обоймы. Беккенбауэр а 1977 переместился в США, где решил подзаработать в «Нью-Йорк Космос». Кройф решил было завязать с футболом, но потом передумал и тоже отправился в Штаты. Пресса вовсю трубила о том, что его покупает «Космос», где два величайших футболиста современности невероятным образом соединятся. Представляете, какой это был бы сюжет для прессы? Это обсасывали бы стократ сильнее, чем сейчас — тему гипотетического союза Месси и Роналду в ПСЖ!

В итоге, однако, Кройф стал играть сначала за «Лос-Анджелес Ацтекс», а потом за «Вашингтон Дипломатс». Их команды встречались между собой, но тогдашнюю европейскую прессу это уже практически не интересовало. Для нее великое противостояние закончилось. Нынешние СМИ, можно не сомневаться, еще выжимали бы из него сок, прилежно выкладывая «видосики» с нарезкой моментов из американской практики Кройфа и Беккенбауэра. И возвращение каждого из них в Европу в начале 80-х раздуло бы в огромный информационный пузырь.

В общем, это великое противостояние явно недополучило пиара и блеска. Но стало ли оно менее великим, чем супердуэль Месси-Роналду? Конечно, нет. Просто на нем меньше макияжа и блесток, вот и вся разница…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»