Крушение Титаника, или Отчаяние Александера Чеферина

Eщe пaру мeсяцeв нaзaд УEФA кaзaлaсь всeмoгущeй oргaнизaциeй, повелевающей командами и народами. Коронавирус изменил все, и «Террикон» следит за этими трансформациями.

Глава УЕФА Александер Чеферин сейчас – один из самых мрачных людей на планете. В принципе, у всех нас мало поводов радоваться, но мрачность Чеферина – поистине эпическая. Он выглядит так, будто у него умер ближайший родственник. В принципе, почти так и обстоит дело. На его глазах рушится все то, чем он руководил, к чему привык и что считал незыблемым.

По состоянию на январь этого года все было, как всегда. Национальные чемпионаты шли полным ходом, приближалась весенняя фаза еврокубков, все это вплеталось в единую систему, работавшую, как часы, приносившую стабильный доход и обеспечивавшую светлое будущее. Чеферин мог карать и миловать, выступать с инициативами и накладывать санкции – никто и пикнуть не посмел бы. УЕФА была высшей силой. Уж на что могущественны в современном мире владельцы топ-клубов, но и они ничего не могут поделать без этой «крыши». Уж сколько лет ведут они разговор о формировании отдельного суперприбыльного турнира, без участия УЕФА – а дальше слов дело не идет. Без УЕФА не получается.

Но наступил февраль, и УЕФА, как «Титаник» на айсберг, нарвался на коронавирус – преграду, которую нельзя было ни предсказать, ни обойти. И все затрещало по швам. Гигантский лайнер, в котором все было продумано и налажено, накренился и стал тонуть.

Нет, конечно, УЕФА – не совсем «Титаник». Запас прочности у этой организации огромен, а главное – ее существование выгодно многим. Да почти всем! Но в нынешней ситуации слово УЕФА весит очень мало. И сколько так будет продолжаться, никто не знает. Психологически, это ситуация невыносимая для Чеферина. Потому он и мрачнеет лицом, с каждым днем все больше напоминая банкрота с Уолл-стрит.

С точки зрения обычной футбольной практики, УЕФА ведет себя крайне несолидно. Назначает какие-то дедлайны возобновления чемпионатов, потом их сдвигает, потом — еще раз. Так же лихорадочно устанавливает ориентиры по завершению еврокубкового сезона. Такое мельтешение ранее было немыслимо в сочетании с этой организацией и лично с Чеферином, которым всегда был спокоен и солиден. А тут — какая-то истерика. Но что делать главе УЕФА? Взоры футбольной Европы привычно обращены в ее сторону — никто ведь не понимает временные границы происходящего, а значит — и модели реакции на него. Коронавирус разрушил сезон, а из этих обломков что-то создавать должна именно УЕФА — так она сама же выстроила футбольную реальность. Но подлость ситуации заключается в том, что создать ничего нельзя — еще не наступил момент. А делать вид, что ситуация управляема, надо. Поэтому Чеферин продолжает оглашать фразы, не имеющие никакого значения.

Этот лихорадочный стиль, избранный УЕФА, приводит к закономерному результату — думать начинают на местах. Застрельщиком процесса выступила Бельгия, федерация которой приняла принципиальное решение не завершать нынешний чемпионат. За ней уже готовы последовать Нидерланды, и вообще, специалисты ожидают цепной реакции по целому ряду футбольных держав, если бельгийцы все оформят окончательно (пока еще этого не произошло). Если будут приняты решения об отмене ведущих чемпионатов континента, это приведет к чудовищным последствиям в международной футбольной финансовой системе. УЕФА это прекрасно понимает — и, поскольку покоится на этих деньгах, как на троне, старается задушить инициативу в корне. Угроза смутьянам предъявлена, казалось бы, весьма серьезная — клубы той федерации, которая досрочно завершить чемпионат, не будут допущены в следующий еврокубковый сезон. Но будет ли что-то значить эта угроза, если затянется «сезон коронавируса»?

В том-то и проблема для УЕФА. Непонятно, когда разойдутся тучи. Прогнозы меняются почти каждый день. Отсюда — и та лихорадочность, которая отличает поведение европейских чиновников. Стараясь реагировать на изменения ситуации, они слишком торопятся — то есть, делают все на привычной скорости. А ситуация совершенно другая. Она требует большой выдержки и умения сказать нужные слова в нужный момент. Если же каждый день звучит какое-то новое нервное заявление — это лишь подогревает ситуацию, доводя ее, в конце концов, до точки кипения.

Сейчас модно говорить, что мир уже никогда не будет прежним, что после окончания эпидемии нам придется адаптироваться к новым форматам существования и поведения. На самом деле, конечно, никто не знает, что нас ждет и насколько все изменится. Век назад, по идее, эпидемия «испанки» должна была перевернуть весь мир и сделать человечество совершенно другим. Но этого не случилось. Народы и отдельные люди вернулись к своим занятиям, оставшись в их рамках такими же, как раньше.

Может быть, так будет и на сей раз. Может, футбольная жизнь после отступления коронавируса вернется в привычные берега, и всевластие УЕФА восстановится в прежнем виде. В конце концов, ведь действительно, всем было удобно жить по правилам, которые футбольная Европа выработала на протяжении нескольких последних десятилетий. Всем было тепло, светло и сытно…

Но почему, когда наблюдаешь за происходящим — как на уровне УЕФА, так и в отдельных странах — трудно избавиться от ощущения, что видишь крах привычной футбольной системы?



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Юрий Шелест, специально для «Террикона»