Кто тут у нас самый дорогой?

Вчeрa СМИ сooбщили o тoм, чтo сaмым дoрoгим игрoкoм мира на данный момент является Фил Фоден. Рассказали об этом и мы. Сегодня «Террикон» подробнее останавливается на методике формирования рейтинга «золотых мальчиков»…

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от CIES Football Observatory (@cies_football)

Мы ведем речь о рейтинге по версии Футбольной обсерватории CIES (Centre International d’Etude du Sport). Существуют и другие. Например, широко известный список самых дорогих игроков мира от популярнейшего ресурса Transfewrmarkt. Там мы увидим совершенно другую картину:

1. Килиан Мбаппе — 160 миллионов
2. Гарри Кейн — 120 миллионов
3. Эрлинг Холанд — 110 миллионов
4. Джейдон Санчо — 100 миллионов
5. Мохамед Салах — 100 миллионов
6. Ромелу Лукаку — 100 миллионов
7. Кевин де Брюйне — 100 миллионов
8. Неймар — 100 миллионов
9. Френки де Йонг — 90 миллионов
10. Бруну Фернандеш — 90 миллионов

Сходство между двумя списками минимальное — всего трое (Холанд, де Йонг и Фернандеш) встречаются и там, и тут, а лидер рейтинга Transfermarkt Килиан Мбаппе по версии CIES не вошел даже в первую десятку, остановившись на 12-м месте. В чем тут дело? Естественно — в методике, которую применяют два ресурса. Она принципиально разная.

У Transfermarkt ярче выражен субъективный фактор. Там главный критерий оценки — мнение администраторов. И хотя при определении рыночной стоимости игрока учитывается оценка многих людей, причастных к формированию базы данных ресурса, все-таки человеческий фактор в этом присутствует по умолчанию. То есть, у Transfermarkt рейтинг более эмоционален и сильно зависит от того, насколько успешно тот или иной игрок выступает в данный момент и насколько он восхищает публику (для этого есть совершенно четкий алгоритм определения популярности в сети).

Большое значение имеют также трансферные слухи. Если везде сообщается, что игрока хотят купить за 150 миллионов, Transfermarkt обязательно будет держать его рыночную стоимость где-то в этих пределах. И не столь уж важно, насколько реальна такая информация, опирается ли она хоть на какой-то объективный факт — или является лишь обычной агентской уткой, которые в изобилии выпускаются в период любого трансферного сезона.

Этому всему CIES противопоставляет научный «эконометрический» подход — по крайней мере, именно так она позиционирует свой метод. Суть в следующем. CIES исходит из того, что большинство трансферов имеют предсказуемую логику, которую можно смоделировать. У этой модели две главные составляющие: прогнозирование интереса и прогнозирование стоимости игрока. Важно учитывать финансовое состояние клуба, который проявляет интерес к конкретному футболисту — и, параллельно, продающего клуба (которому, может, не очень интересно расставаться с данным исполнителем, что, соответственно, снижает его трансферную цену).

На базе множества факторов и базы данных о десятках тысяч проведенных трансферов формируется статистическая модель оценки трансферной ситуации, в которой берется во внимание 21 переменная, в том числе возраст, позиция игрока, экономический уровень заинтересованных клубов, результаты выступлений клубов и национальной сборной. Потом рассчитывается стоимость непосредственно футболиста. Тут в ход идут 36 переменных — помимо тех, о которых уже сказано, также такие, как срок действия контракта, год трансфера, национальность игрока, статус трансфера (прямой или аренда).

Выглядит фундаментально, хотя и несколько громоздко. Во всяком случае, первое ощущение — что оценке CIES стоит доверять больше, чем системе Transfermarkt. Но не все так однозначно, и мы видим это на примере Килиана Мбаппе.

Мало кто отважится спорить с тем, что французский футболист на данный момент является одним из самых ценных в мировой иерархии. Может быть, он и не самый дорогой, но, безусловно, находится на самой вершине списка. А в рейтинге CIES, как мы уже отмечали, не попадает в первую десятку. В то же время, например, там присутствует такой человек, как Педри, который, при всем уважении к нему, вряд ли будет продан дороже Мбаппе. По крайней мере, в обозримом будущем.

Или, например, вторая позиция Мэйсона Гринвуда. Безусловно, перед нами — огромный талант. Но разве рынок на данный момент оценивает его выше, чем Эрлинга Холанда? Между тем, у CIES он стоит двумя строчками выше феноменального норвежца.

Таким образом, мы видим, что рейтинг CIES не лишен некоторых странностей. Возможно, из него отжали субъективность, присущую подходу Transfermarkt, но в итоге, «эконометрическая» научная модель тоже дает результаты не вполне объективные. Тут еще важен тот момент, что в первой десятке рейтинга этой организации ровно половина представляет чемпионат Англии — самого богатого турнира, с самыми широкими возможностями клубов, к тому же — с самым большим числом конкурентоспособных клубов, что подталкивает каждый из них к трансферной гиперактивности. Случайно ли это? Вряд ли.

И может, низкая позиция Мбаппе именно тем и объясняется, что он не входит в сферу интересов ни одного большого английского клуба?

Подводя черту, отметим, что рейтинг CIES, хотя и более интересный, тоже не следует воспринимать как истину в последней инстанции. И ответ на вопрос о самом дорогом игроке мира на данный момент следует искать где-то посредине двух рейтингов. Как свести их к общему знаменателю — вопрос уже другой…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Юрий Шелест, специально для «Террикона»