Малый Кубок мира: мундиаль, которого не было

Дo тoгo, кaк вoзник Кубoк чeмпиoнoв УEФA и прoчиe международные клубные турниры, уже предпринимались попытки провести что-то такое. Самой интересной была идея Малого Кубка мира. «Террикон» вспоминает, как это было…

История этого чемпионата начинается в Венесуэле, которая никогда не была центром футбольного мира, но всегда имела предприимчивых людей, готовых удивить мир. Или политической экстравагантностью, как Уго Чавес, или военными подвигами, как Симон Боливар. А в начале 1950-х удивить мир решила группа венесуэльских бизнесменов.

К тому времени чемпионаты мира уже стали признанной нормой футбольной жизни. А на клубном уровне ничего подобного не существовало. Нескольким деловым господам из Венесуэлы показалось, что они могут исправить такое недоразумение. Объединившись, они попытались это сделать. И в компании с испанским предпринимателем Дамианом Гаубекой, а также под крышей национальной федерации футбола у них получилось!

Идея была очень проста. Берется небольшое количество клубов от Европы и Южной Америки (равное количество от каждого континента), их свозят в Венесуэлу, где они в коротком двухкруговом турнире определяют обладателя приза. Как выбирали представителей континентов, остается загадкой. Особенно от Южной Америки, где организаторы просто приглашали тех, кого сами считали лучшими. В Европе подход формально был более строгим — к участию приглашались две лучших команды Латинского кубка, самого популярного тогда клубного турнира континента (с участием коллективов из Испании, Италии, Франции и Португалии). Но иногда приглашенные отказывались, и тогда дыры затыкали, кем получится.

Первый турнир состоялся в 1952, и баланс континентов в нем выдержан не был. Просто от Европы удалось заполучить только одну команду. Зато какую — мадридский «Реал»! Южную Америку представляли колумбийский «Мильонариос» (лучший футбольный коллектив мира на тот момент, по мнению многих), бразильский «Ботафого» (с великим Нилтоном Сантосом во главе) и местный «Ла Салле» (куда же без местного клуба?). Венесуэльцы сумели отобрать у соперников лишь очко, а вот остальные клубы устроили между собой бой не на жизнь, а на смерть. В итоге «Реал» и «Ботафого» набрали по 8 очков, сыграли между собой 2 ничьи (2:2 и 0:0), показали одинаковую разницу мячей, и для определения победителя пришлось считать соотношение голов. Микроскопическое преимущество по этому показателю позволило «Реалу» тать первым победителем турнира — и моральное право называться лучшей командой мира.

Турнир пользовался шумным успехом в прессе, особенно в венесуэльской, где ему устроили просто королевский пиар. Писали, что найден рецепт клубного чемпионата мира. На радостях в 1953 решили провести сразу два розыгрыша. Но у европейских команд восторга эта инициатива не вызвала. На участие в первом турнире 1953 согласились далеко не звездные «Эспаньол» и венский «Рапид». Чемпионом без помех стал колумбийский «Мильонариос» во главе с бесподобным аргентинцем Альфредо ди Стефано, который стал лучшим бомбардиром и лучшим игроком соревнования.

Второй Малый кубок мира дал более серьезных делегатов от Европы — «Барселону» и «Рому». Но выступили они бледно на фоне безупречного «Коринтианса», одержавшего 6 побед в 6 матчах. Непробиваемый вратарь Жилмар, будущий чемпион мира, стал в ее составе главным героем, пропустив всего 5 голов в 6 поединках.

Следующий год организаторы пропустили — чтобы не конкурировать с чемпионатом мира среди сборных. А в 1955 лучшей вновь стала бразильская команда — на сей раз, «Сан-Паулу». Но европейцы в лице «Валенсии» и «Бенфики» составили ей достойную конкуренцию, уступив в итоге по 3 очка. Все решилось в последнем туре, когда «Бенфика» не смогла выиграть у венесуэльской «Ла Салле» (хотя и должна была), а «Сан-Паулу» отстоял устраивавшую его ничью 1:1 с «Валенсией».

Именно в этом году футбольный ландшафт сильно изменился. В Европе появился Кубок чемпионов — турнир, который уже со второго розыгрыша привлек всеобщее внимание и стал главным для любого клуба континента. Это соревнование и похоронило Малый кубок мира (как, впрочем, и Латинский кубок, и все прочие клубные турниры, существовавшие на тот момент). Смысла ехать за океан больше не было вообще — все деньги и слава зарабатывались отныне в Старом Свете.

Это поняли организаторы Малого кубка мира. Его по инерции еще проводили пару лет. Первенствовали поочередно два непримиримых испанских соперника — «Реал» и «Барселона». Их основными конкурентами становились опять-таки бразильцы (в первом случае — «Васко да Гама», во втором — «Ботафого»). Накал страстей оставался высоким, команды рублиись всерьез. И все же, турнир неумолимо покрывался налетом второстепенности.

Его еще пробовали оживить в 60-х, провели 6 розыгрышей. Победителями становились все менее именитые клубы: «Сан-Паулу», «Бенфика», «Валенсия», «Атлетик» (Бильбао), «Спарта» (Прага), «Витория» (Сетубал)… Последняя попытка была предпринята в 1975. Трофей выиграла сборная ГДР. Это была уже агония.

К тому времени звание сильнейшей команды мира (пусть и неофициально) уже давно разыгрывалось в другом турнире — Межконтинентальном кубке. Со временем он трансформировался в то, что мы сейчас знаем как Клубный чемпионат мира. А о Малом кубке мира вспоминают только самые отчаянные любители футбольной истории…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»