Вчeрa стaлo извeстнo o тoм, чтo Вирджил вaн Дeйк признaн лучшим игроком АПЛ по мнению футболистов. Это звание, которое особенно ценят сами игроки. Ван Дейк — уже давно полноценная звезда, но так ли уж много мы знаем о нем?
???????? pic.twitter.com/cPnQKwTjVR
— Virgil van Dijk (@VirgilvDijk) 29 апреля 2019 г.
Детство Вирджила было совсем не безоблачным. Он родился 8 июля 1991 в голландском городе Бреда. Его отец, телевизионный мастер — вполне светлокожий подданный Королевства Нидерланды и телевизионный мастер. Мать — уроженка Суринама и служащая военной полиции. Когда Вирджилу исполнилось 12 лет, родители расстались. Дети (два мальчика и девочка) остались с матерью и порвали все контакты с отцом. Брат и сестра взяли фамилию матери. Вирджил оставил отцовскую, но настаивает, чтобы на футболке писали не ее, а только имя.
Нынешний ван Дейк — весьма рослый футболист (193 сантиметра). Но в детстве он не считался высоким. Когда ему было 16 лет, младший брат был даже длиннее его на несколько сантиметров. Но случился скачок роста — и через год он обогнал брата на 18 сантиметров. За это пришлось расплачиваться специфическим образом — организм взбунтовался, колени стали неустойчивыми. Пришлось даже пройти 6-месячную реабилитацию физиотерапией. Только после этого Вирджил смог полноценно играть в футбол.
«Я знаю цену деньгам», — утверждает Вирджил. Имеет право. До того, как подписать полноценный футбольный контракт, он работал в одном из ресторанов родной Бреды мойщиком посуды и зарабатывал 350 евро в месяц, считая это приличными деньгами — ведь можно было угостить друзей в «Макдональдсе». «Я тренировался в понедельник, вторник, четверг, по субботам играл, а вечерами по средам и воскресеньям работал с шести до двенадцати», — вспоминает он. Вообще, в те годы никто не поставил бы на него и гроша: ван Дейк был медленным, туго соображающим футболистом, которого не знали, куда и поставить на поле.
Вообще, как отмечают многие специалисты, ван Дейк просто родился не в той стране. Случись это в Британии — и его талант разглядели бы гораздо раньше. А так, он оказался абсолютно невостребованным НАКом из родной «Бреды», да и в «Виллеме II», с которым он заключил первый юношеский контракт, и в «Гронингене», где началась его взрослая карьера, дела шли не так чтобы уж очень блестяще. К счастью, его заметил скаут «Селтика» Джон Парк. «Он выглядел очень уверенным. Он никогда не боялся делать нестандартные вещи, а если что-то не выходило, то не опускал руки, и пробовал действовать в ином ключе. Тогда я понял, что ван Дейк отлично подходит для британской системы игры», – рассказывал Парк.
Второй человек, ставший для Вирджила судьбоносным — легендарный для голландского футбола Рональд Куман. Он был главным тренером «Саутгемптона», когда в 2015 туда из «Селтика» перешел ван Дейк. Причем сам же Куман и настоял на этом трансфере, сразу же увидев в этом защитнике все то, что сейчас восхищает всех нас. Помимо взаимного доверия и уважения, они говорили на одном языке и мыслили похоже. Это облегчило адаптацию Вирджила в АПЛ. Через год Куман покинул «Саутгемптон» — но его протеже уже выдвинулся в число лучших защитников лучшего в мире чемпионата.
Его переход в «Ливерпуль» состоялся в декабре 2017. В борьбе за голландца «красные» опередили «Манчестер Сити» и «Челси». «Саутгемптон» получил за него почти 85 миллионов евро — это сделало ван Дейка самым дорогим защитником в истории футбола. Зарплату ему положили тоже немаленькую — 200 тысяч евро в неделю. Заодно, он стал и самым дорогим футболистом в истории Голландии. Он превзошел достижение Марка Овермарса, перешедшего из «Арсенала» в «Барселону» за 40 миллионов евро. Это было аж в 2000-м…
Никто не возьмет на себя смелость сказать, что у Вирджила ван Дейка нет никаких проблем на поле. Но абсолютной правдой является то, что сумма его футбольных достоинств крайне высока. Помимо тех качеств, которых от него ждешь (цепкость и надежность, прекрасная игра в воздухе, идеальная техника отбора), есть и приятные бонусы. У Вирджила отличный первый пас, разом посылающий в атаку Фирмино, Мне или Салаха. Он прекрасно читает игру и практически всегда выбирает оптимальную позицию. Он чувствует критический момент, идет вперед и забивает важнейшие мячи.
Без везения в футболе никак. С этим у Вирджила — полный порядок. Фортуна улыбается ему с завидной регулярностью. Достаточно вспомнить хотя бы знаменитый гол в ворота «Эвертона». Удар у голландца откровенно не получился — мяч полетел Бог знает куда. Но Бог действительно знал — и мяч осле серии рикошетов залетел в сетку. Это потрясающий, но далеко не единственный случай игрового везения голландского защитника.
Ван Дейк — человек с потрясающей харизмой. Складывается она из каких-то ежедневных деталей. Например, такой. В ноябре прошлого года сборная Голландии играла с Германией в Лиге наций. Судил румын Овидиу Хацеган, у которого накануне умерла мать. По завершении матча ван Дейк, капитан команды, подошел к Хацегану и обнял его. «Он был подавлен, стоял со слезами на глазах, потому что недавно потерял мать. Я сказал ему оставаться сильным, сказал, что он хорошо отсудил. Это мелочь, но, возможно, поможет ему», — просто объяснил ван Дейк.
Вирджил ван Дейк — простой парень, без малейшего выпендрежа, что очень импонирует болельщикам «Ливерпуля». При этом, он — весьма закрытый человек. Категорически не понимает социальных сетей («Печально видеть, как люди живут фальшивой жизнью»). Есть лишь несколько людей в мире, которые ему по-настоящему важны. «Моя семья, жена, дети — самые важные вещи. В жизни у меня не раз случались тяжелые времена. Но ничто не имеет значения в мире, если ты приходишь домой и видишь улыбающихся и здоровых детей и жену. Это дает мне силу двигаться вперед», — говорит лучший игрок АПЛ.
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Юрий Шелест, специально для «Террикона»