Нa слeдующeй нeдeлe стaртуeт oчeрeднoй чeмпиoнaт Укрaины пo футболу. Между тем, до последних дней не был решен один из важнейших вопросов — кто и каким образом будет транслировать матчи турнира. Вчера была предпринята последняя попытка сформировать что-то вроде него – и вроде бы, удачная. Terrikon.com изучает ситуацию…
Это стало уже какой-то недоброй традицией. Перед началом каждого чемпионата идут разговоры о едином телепуле, делаются какие-то шаги. Но, подойдя вплотную к его реализации, организаторы сталкиваются с непреодолимыми препятствиями — и бессильно отступают. Какая-то часть клубов, соблюдая собственные интересы, отказываются входить в пул и решают вопрос с трансляцией по-своему. В результате, болельщик не получает единой системы просмотра и вынужден метаться между разными трансляторами, каждый раз вычисляя, где смотреть очередной матч.
Главной идеей этого лета было создание «УПЛ-ТВ» — единой системы трансляций под эгидой лиги. Тут есть нюанс. В октябре прошлого года президент Украины Владимир Зеленский подписал Закон о внесении изменений в Закон Украины «О физической культуре и спорте». Его результатом стало то, что права на телетрансляции домашних матчей, проводимых в национальных соревнованиях, были закреплены за клубами. Это делало формирование единого телепула еще более проблематичным.
Тем не менее, идея «УПЛ-ТВ» создавала возможность единства. Правда, с самого начала у нее было много критиков, говоривших прежде всего о том, что никакого бизнеса она в себе не несет. По некоторым сведениям, организаторы надеялись, что в первый год соберут 20 тысяч подписчиков со средней платой 100 гривен. То есть, за год — 24 миллиона гривен, по 40 тысяч долларов на клуб, возможно, несколько больше. Но по сути – мизер для клубов. А ведь каждый матч — это 8 тысяч долларов на продакшн (съемки и телетрансляция), за сезон получается 70 миллионов гривен. УПЛ планировала собрать эти деньги со спонсорских поступлений, беттинговых прав. Как получилось бы — тоже вопрос.
Напомним, что в прошлом сезоне сотрудничать с основным транслятором УПЛ — компанией Setanta — отказались «Динамо», «Днепр-1″, «Металлист», «Заря» и «Рух». Сейчас против проекта «УПЛ-ТВ» тоже выступает несколько клубов — «Динамо», «Днепр-1″, «Заря», которые не зайдут в проект из-за обязательств перед группой «1+1″.
Реакция на такую ситуацию разная. Например, президент новичка лиги, черкасского ЛНЗ Андрей Полтавец считает, что ничего страшного. Он рассуждает так: «Наш клуб надеется, что даже «обрезанный» телепул в составе 10-12 клубов будет способен создать качественный продукт и со временем доказать другим клубам, что будущее все равно за единением».
В начале недели «Рух», один из главных сторонников «УПЛ-ТВ», выступил с призывом ко всем 15 остальным клубам лиги все-таки объединиться во имя общих интересов. На официальном сайте львовян была изложена такая программа: каждый участник телепула получит равную долю в уставном капитале (6,2525%), все ключевые и стратегические решения принимаются общим собранием клубов, контроль за деятельностью «УПЛ-ТВ» осуществляет Набовет из представителей пяти клубов УПЛ, состав которого ежегодно меняется. «Рух» заявил, что готов потратить 1,6 миллиона долларов на производство телепродукта, если все 16 команд согласятся войти в состав учредителей «УПЛ-ТВ». Это покроет все затраты на создание качественного контента.
На следующий день появилась еще одна ветка сюжета — желание инвестировать в трансляции игр УПЛ изъявил канал XSport. Вероятно, увидел по прошлому сезону, какой это имеет зрительский спрос и какой коммерческий потенциал в этом заложен. XSport предлагал долгосрочное партнерство по схеме 3+2 года, покрытие всех расходов, бесплатную трансляцию матчей первого круга УПЛ этого сезона на цифровом эфирном канале XSport, через кабельных операторов и Ютуб, платный показ второй части чемпионата через ОТТ-платформу. Доходы от продаж матчей на ОТТ-платформе предполагалось разделить с клубами в определенной пропорции. При этом, XSport оставлял за собой право поиска спонсоров, рекламодателей и дальнейшую продажу рекламных мест перед началом, в перерыве и после матча.
Развязка наступила вчера. 11 участников УПЛ на общем совещании клубов проголосовали за создание «УПЛ-ТВ» в кооперации с… MEGOGO, который неожиданно возник в этой ситуации. «Шахтер» и «Верес» присоединились к пулу после некоторого раздумия («Верес» — с оговоркой, что продакшен делает самостоятельно). Ни один клуб не поддержал предложение XSport.
Клубы договорились о том, что совместно скидываются на оплату продакшена. Все матчи сезона 2023/24 будут транслироваться бесплатно – на всех возможных площадках (ОТТ-платформы, Ютуб, телеканалы). В сезоне 2024/25 «УПЛ-ТВ» перейдет к платным трансляциям на ОТТ-платформах и Ютубе, а в 2025 — к платным трансляциям на собственной ОТТ-платформе.
Такой весьма, надо признать, четкий и красивый план нарисовали на вчерашнем совещании. Его детали клубы уточнят сегодня. Если все получится, украинский футбол получит, наконец, единый телепул. Пока он, правда, не совсем единый — как уже сказано, в нем не участвуют «Динамо», «Днепр-1″ и «Заря» (не самые последние, прямо скажем, клубы УПЛ). Но то, о чем уже удалось договориться, все равно гораздо лучше, чем то, что было ранее.
another languages: uk