Неудержимый: на смерть Владимира Трошкина

Нa 73-м гoду жизни ушeл из жизни Влaдимир Трoшкин — игрoк лeгeндaрнoгo «Динaмo» 70-x, обладатель Кубка Кубков 1975… «Террикон» вспоминает о судьбе этого футболиста, который вполне мог оказаться и в донецком «Шахтере»…

Дело в том, что Трошкин родился в Енакиево. Это город в Донецкой области (тогда еще — Сталинской), сгруппированный вокруг мощного металлургического завода — типичный донбасский населенный пункт, сильно связанный с областным центром. И по традиции, селекционеры «Шахтера» старались подгребать всех талантов, появлявшихся в таких городах. Но на Трошкина внимание не обратили.

Впрочем, сначала ему надо было выделиться из общей массы многочисленных звезд дворового футбола. Он сделал это, попав в команду коксохимзавода, где работал электрослесарем, учась в вечерней школе. Завод был ему не чужой — отец там был начальником цеха и уважаемым человеком. Вообще, благодаря отцу Владимир и стал серьезно заниматься спортом — тот на добровольных началах возглавлял городское общество «Авангард» и был большим энтузиастом спорта, сам активно играл в любительский футбол. И сына всячески мотивировал…

В составе команды коксохимзавода 18-летний Владимир Трошкин в 1965 выиграл первенство Енакиево. И хотя в итоге стал одним из заметных участников победного состава, уровень соревнований был еще не тот, чтобы его заметили из Донецка. Дальше пошел новый виток эволюции: сразу после городского триумфа Трошкин попал во вновь созданный местный «Шахтер», который с ходу добился права участвовать в соревнованиях команд мастеров (то есть, прямо говоря — на профессиональном уровне). И начал выступать в классе «В». Вот тут-то областным селекционерам и обратить бы все-таки внимание на неутомимого и боевитого 19-летнего паренька. Но не сложилось…

В начале карьеры Трошкин играл в центре полузащиты, его характеризовали как цепкого, неуступчивого «волнореза» с потрясающей «физикой», позволявшей постоянно подключаться к атакам. По характеру и стилю, он был как раз тем, что обычно было востребовано «Шахтером». Но, не получив никакой донецкой перспективы, Владимир ушел служить в армию, оказался в киевском СКА — то есть, уже на виду специалистов из «Динамо». Его заметили и оценили. Трудно было не заметить человека, который, играя в полузащите, в 27 играх сезона 1969 забил 6 голов. В том же году его с одобрения легендарного Виктора Маслова взяли в «Динамо».

С Масловым Трошкину удалось проработать лишь один полный сезон — в 1970. Потом «Деда» убрали после неудачи в чемпионате СССР, но свою роль в формировании футбольного интеллекта Трошкина он сыграл. Сам Владимир вспоминал своего первого «большого» тренера как человека с потрясающей футбольной интуицией, решения которого зачастую казались странными — но, как правило, срабатывали. Настолько глубоко чувствующего футбол человека в его дальнейшей карьере, пожалуй, и не встретилось больше…

В том неудачном 1970 Трошкин стал регулярно появляться в составе «Динамо», и к концу года его уже без труда узнавали болельщики. А в сезоне 1972, при Александре Севидове, случилась переориентация — сходил многолетний правый защитник Федор Медвидь, и Трошкина переместили на фланг. Там он и остался, когда пришел новый тренер — Валерий Лобановский.

Трошкин считал себя сильным и выносливым человеком. Но те нагрузки, какие предложил новый тренер, оказались запредельными даже для него. По словам Трошкина, каждый из игроков того «Динамо» рано или поздно испытывал желание послать все к черту и уйти в другую команду с более человечным тренировочным режимом. Но Лобановский умел убеждать, умел объяснить, что все страдания на тренировках окупятся и принесут новый уровень игры и невиданные трофеи. Ему поверили и остались мучиться дальше…

Пройдя через свои круги ада, киевское «Динамо» превратилось в одну из лучших команд Европы. В том триумфальном евросезоне 1974/75 Трошкин был одним из самых заметных. Пиком для него стал домашний полуфинальный матч с «Эйндховеном», в составе которого играли вице-чемпионы мира братья ван дер Керкхофы. «Динамо» выиграло 3:0, а 2 гола сделал Трошкин — в своем неудержимом стиле прорывался по флангу и простреливал в центр, где его пасы замыкали Виктор Колотов и Олег Блохин:

В этих двух моментах — весь Трошкин. Не идеальный прием мяча, чуть жестковатая техника — но огромная скорость и потрясающая заряженность на борьбу. Отпуская мяч после приема на 2-3 метра, он все равно успевал опередить всех и сделать, что надо!

О роли Трошкина в динамовской системе рассказывал много лет спустя один из ее главных элементов — Леонид Буряк: «Володя не просто подключался к атаке, он как бы застревал в ней. Становился на время полузащитником или нападающим, и со знанием дела выполнял то, что требуется от него в этой роли. Благодаря такому маневру мы достигали количественного преимущества в передней линии. Он много забивал. Помню, как-то в матче с московским «Динамо» Володя, находясь в линии нападения и принимая передачу с левого фланга, пролетел в воздухе несколько метров параллельно земле и головой послал неотразимый мяч в сетку. Это был блестящий гол, о котором много писали».

К сожалению, победоносная команда-мечта Лобановского рассыпалась уже через год. Трошкин наряду с Виктором Матвиенко стал одним из тех, вокруг кого закрутилась тогдашняя интрига противостояния между игроками и тренерами. В результате, его тихо «слили» в сезоне 1977. Он еще немного поиграл в «Днепре» — и ушел в возрасте 31 года.

Но, кстати, завершить карьеру он мог и совсем по-другому — там, где, по идее, и должен был начать. Вот как он сам вспоминал об этом: «Меня ведь и «Шахтер» тогда приглашал. Старые приятели Витя Звягинцев и Юра Дегтярев сигнализировали: все, дескать, уже на мази, ждут, только приезжай. Но я слишком хорошо знаю своих земляков-донбассовцев, их прямой и суровый характер. Представил, как выйду на поле в оранжево-черной форме и услышу с трибун: «Ну вот, вернулся блудный сын домой — доигрывать…» Доигрывать не хотелось, а играть — время ушло…»



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Вадим Самойлов, специально для «Террикона»