О собачьей будке, миллиарде евро и новом стадионе Тоттенхэма

Сeгoдня «Тoттeнxэм» прoвeдeт пeрвый пoлнoцeнный мaтч нa свoeм нoвoм стадионе, который рождался в известных муках. Его открытие несколько раз откладывалось — но вот, наконец, точно назначено. Его уже называют «лучшим стадионом мира». Что же в нем такого особенного?

Начнем с того, что новый стадион «Тоттенхэма» становится крупнейшей клубной ареной Лондона. Он, конечно, меньше 90-тысячного «Уэмбли» и 66-тысячного «Лондон Стэдиум» (бывшего «Олимпийского»). Но со своими 62 тысячами мест почти на 2 тысячи превосходит принадлежащий «Арсеналу» стадион «Эмирейтс» — до сегодняшнего дня, самую крупную из арен, принадлежащая какому-то лондонскому клубу, а не городу.

Имени у нового стадиона пока нет. Ну, то есть как? Оно вроде бы и есть («Стадион Тоттенхэм Хотспур»), но сразу заявлено, что это — временно. Клубное руководство намерено продать права на название за кругленькую сумму. Так что со временем имя этого сооружение будет связано с каким-то спонсором — как тот же «Эмирейтс» или, например, «Альянц Арена» в Мюнхене. Переговоры на эту тему с такси Uber сорвались, теперь рассматриваются предложения логистической компании FedEx Corporation и авиаперевозчика Qatar Airways. Ну, а среди болельщиков и журналистов чудо-стадион получил неформальное название «Новый Уайт Харт Лейн» — в память о предыдущем стадионе, который прослужил клубу 118 лет.

История нового проекта своими корнями уходит в довольно глубокую историю — в 2007 год, когда клуб впервые объявил о намерении построить современный и более вместительный стадион («Уайт Харт Лейн» может принять чуть более 36 тысяч человек). Первый конкретный проект был обнародован двумя годами позже. В 2012 после долгих споров о том, какие дома можно сносить при строительстве стадиона (пришлось отбивать яростные атаки защитников исторического наследия Лондона), было объявлено, что грандиозный спортивный объект станет началом огромного проекта по обновлению этой части города — Northumberland Development Project. То есть, стадион «потащит» за собой развитие района Тоттенхэм, который с годами становится все более и более депрессивным (а так — станет современным, зеленым и радостным).

Строительство стадиона началось только в 2015, после окончания всех изматывающих споров с противниками проекта. Пока здесь шли работы, доживал последние сезоны расположенный по соседству «Уайт Харт Лейн». Весной прошлого года на нем был сыгран последний матч — и начался снос, за которым болельщики-ветераны не могли наблюдать без слез. Их вряд ли хоть как-то успокаивало, что элементы старого стадиона (дробленый бетон, кирпичи) будут использованы в сооружении нового. И что на новом стадионе будут установлены мемориальные доски во славу старого…

Клуб сильно надеялся, что сможет открыть стадион в начале сезона 2018/19. Но обнаружились критические проблемы с системами безопасности, пришлось кое-что доделывать и переделывать. Стало ясно, что раньше весны 2019 ничего не получится. В результате, первыми опробовали новый стадион юноши «Тоттенхэма» и «Саутгемптона» 24 марта в присутствии 28 987 зрителей. Через 6 дней здесь сыграли легенды клуба против ветеранов «Интера» — на матч пришло 41 244 зрителей. Ну, и вот, наконец, 3 апреля — полноценное открытие. Матч АПЛ «Тоттенхэм» — «Кристал Пэлас».

над этим проектом витает дух президента «Тоттенхэма» Дэниела Леви — человека амбициозного, неуступчивого, склонного к решительным действиям. Для него стадион — способ выйти на новый уровень. Он сетовал, что из всех участников Лиги чемпионов «шпоры» получают наименьшие доходы — и только потому, что не имеют собственной арены. Теперь, надеется он, все станет по-другому. Недавно сообщалось, что Марк Цукерберг предлагал Леви за «Тоттенхэм» 1.2 миллиарда долларов. Сделка не состоялась. Леви едко заметил, что не собирается продавать за такие деньги клуб, капитализация которого после запуска нового стадиона составит минимум 2 миллиарда.

«У вас собачья будка в сравнении с нашей ареной», — троллят в сетях фанатов «Арсенала» их главные враги — фанаты «Тоттенхэма». При всем преувеличении, в этом есть горькая правда. Со времени запуска новой арены «канониров» прошло чуть более 10 лет — а она уже выглядит слегка архаично. Это добротный, удобный стадион, комфортный для зрителей, с отличной акустикой и прекрасным полем. Но он уже не устремлен в будущее. Новый стадион «Тоттенхэма», всеми своими стеклянными гранями отражающий старый мир — совсем другое дело. Он имеет совершенно уникальные «фишки», которых нет больше нигде в мире. Например, стеклянный тоннель, по которому футболисты будут выходить на поле — и болельщики смогут наблюдать за этим изнутри. Или выдвижное поле, под которым — синтетическое покрытие для матчей по американскому футболу. Или стоячая трибуна за одними из ворот — проектировщики вдохновлялись идеей знаменитой «Желтой стены» на дортмундской арене, но сформировали ее совершенно по-своему, с уникальной акустикой (учитывался богатейший опыт в этом вопросе рок-группы U2).

По идее, с сегодняшнего дня у «Тоттенхэма» начинается новая жизнь. Об этом неоднократно говорил Дэниел Леви, но это, в общем-то, и так ясно. Клуб пропустил несколько трансферных кампаний — никого не покупая, он все, что можно, пускал на строительство стадиона, бюджет которого вырос почти до миллиарда евро. Теперь это многолетнее безумие кончилось. Начинается регулярная жизнь — и уже ближайшим летом Маурисио Почеттино сможет рассчитывать на более-менее кругленькую сумму для покупки игроков.

Главный тренер «Тоттенхэма» верит, что новая арена вдохнет в его футболистов новые силы. «Новый стадион стал реальностью. Это волнующий момент в истории клуба. Все только осознают размах проекта. Это невероятно, особенный момент для нашего президента Дэниэла Леви. Он создал эту идею и воплотил в жизнь проект. Лучший стадион в мире должен принимать матчи Лиги чемпионов… Мы будем бороться. Не сомневаюсь, что мы там окажемся», говорит он.

И может, новый стадион позволит «Тоттенхэму» совершить немыслимое — впервые с 1961 выиграть титул чемпиона Англии?



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Юрий Шелест, специально для «Террикона»