Слeдующим сoпeрникoм «Шaxтeрa» пo oтбoру в группoвoй турнир Лиги чeмпиoнoв стaнeт «Мoнaкo» — команда, в истории которой периодические взлеты сменяются падениями. «Террикон» внимательно изучает нынешнее состояние клуба…
Последнее падение «Монако» случилось в сезоне 2010/11, когда в чемпионате Франции клуб занял 18-е место и вылетел в Лигу 2 — впервые с 1977. Именно тогда состоялась смена владельца — главным акционером клуба стал российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев (экс-хозяин «Уралкалия» и коллекционер предметов искусства). При нем «Монако» за два сезона под управлением Клаудио Раньери вернулся в высший дивизион и с тех пор оттуда не выходит, хотя болтает его там изрядно.
Соответственно, последний взлет «Монако» пережил в сезоне 2016/17, когда португальскому тренеру Леонарду Жардиму удалось собрать удивительную молодую команду, дошедшую до полуфинала Лиги чемпионов. В ней блистали такие люди, как Бернанрду Силва, Бенжамен Менди, Фабиньо, Тома Лемар, Тьемуэ Бакайоко, а главное — юный Килиан Мбаппе, чья гениальность была заметна даже тогда, в его первый взрослый сезон. Жардим сделал «Монако» чемпионом Франции — в 8-й и последний раз.
А впервые «Монако» выиграл национальное первенство в 1961. Вообще же, единственный профессиональный клуб микроскопического княжества на берегу Средиземного моря участвует во французских соревнованиях с 1933. До 1949 он существовал сам по себе, но затем его взял под свою опеку лично князь Ренье III, улучшил финансирование и довел, наконец, до Лиги 1 в 1953. Так начинается медленный подъем «монегасков» и превращение клуба в один из самых успешных французских футбольных проектов.
Последний результат «Монако» — 3-е место в чемпионате Франции 2020/21. Реально в борьбе за титул поучаствовать не удалось, но по сравнению с предыдущим сезоном (9-е место) это был грандиозный шаг вперед. А если вспомнить сезон 2018/19, то тем более — тогда «Монако» занял 17-е место, имея вполне реальные шансы на вылет. Таков был печальный итог распродажи всех молодых звезд команды Жардима… Прошлогодний «Монако» — крепкая команда с характером, которая не обладает особо прочной обороной, но неплохо атакует (показала 3-ю результативность в Лиге-1 — лучше, чем у чемпиона «Лилля»). Такой ее сделал новый тренер Нико Ковач.
В «Монако» Ковач пришел после увольнения из Баварии» и 8-месячного простоя. Срок его контракта — 3 года, и пока никто его разрывать не намерен. Ковач действительно смог по-настоящему встряхнуть команду, значительно увеличив ее боеспособность. Не обладая особой тактической изощренностью, хорватский специалист известен как прекрасный мотиватор. Именно это требовалось игрокам «Монако», среди которых не было звезд и для который авторитет Ковача значил многое (в отличие от ситуации в «Баварии»).
Несмотря на уверения Ковача в том, что фаворитом пары в плей-офф Лиги чемпионов является «Шахтер», состав «Монако» выглядит все-таки посолиднее — во всяком случае, подороже. Он стоит в 2 с лишним раза больше, чем состав украинского клуба (387.4 против 177 миллионов евро). Особо выделяется пятерка игроков, где каждый значительно дороже любого партнера по команде и любого футболиста «Шахтера». Речь о форварде Виссаме бен Йеддере (35 миллионов), его партнере по амплуа Кевине Фолланде (30 миллионов), опорнике Орельене Тшуамени (30 миллионов), атакующем полузащитнике Александре Головине (28 миллионов) и центральном защитнике Бенуа Бадьяшиле (28 миллионов).
В третьем квалификационном раунде «Монако» без каких-либо проблем убрал со своего пути пражскую «Спарту» — 3:1 у себя дома и затем 2:0 на выезде. Любопытно, что все 5 голов «монегасков» были забиты разными людьми, причем лучший бомбардир команды бен Йеддер не отличился ни разу. В обоих матчах Ковач применял свою излюбленную схему 4-4-2, с бен Йеддером и Фолландом на острие атаки, с Головиным и Желсоном Мартинсом в роли вингеров широкого диапазона действия.
Ковач требует от своих футболистов коллективных действий — и ему удается переучивать многих. Например, Головин, большой индивидуалист по природе, вынужден был сильно изменить свой подход к игре. Как он вспоминал: «Ковач научил меня больше отрабатывать в обороне. Атакующие игроки не всегда умеют это делать. И тренерский штаб объяснял нам эти обязанности. Командная оборона — ключевой фактор успеха». Хорватский тренер настраивает своих футболистов на постоянный самоотверженный труд: «Я люблю свою работу, живу ей. Вкус победы — это лучшее чувство. Мы хотим побеждать своих оппонентов. Я набрался опыта в прошлом, сейчас это мне помогает, и я его использую, чтобы мотивировать своих футболистов. Но все решается на поле».
Состав «Монако» — сбалансированная комбинация молодости и опыта. С одной стороны — повидавшие многое Кевин Фолланд (28 лет), Виссам бен Йеддер (30) и Сеск Фабрегас (33). С другой — молодые и дерзкие Софьян Диоп (20), Бенуа Бадьяшиль (19), Орельен Тшуамени (21), Юссуф Фофана (22). В итоге, команда имеет достаточно энтузиазма, чтобы «вспыхнуть» в любой нужный момент, и достаточно понимания футбола, чтобы выбирать правильную модель действий на поле. Тренер умеет использовать все имеющиеся обстоятельства. Лучший пример того, как это происходит — домашний матч с ПСЖ в прошлом чемпионате. Проигрывая после первого тайма 0:2 после двух голов Килиана Мбаппе, «монегаски» на второй тайм вышли полностью перестроенными, начали «душить» соперника везде, где он только владел мячом, и в итоге победили 3:2 благодаря дублю Фолланда и пенальти в исполнении Фабрегаса.
В 2018 действующий князь Монако Альбер II попытался перехватить управление клубом в свои руки, упрекая Рыболовлева в неспособности остановить падение. Теперь все это в прошлом. По ходу прошлого сезона его величество неоднократно высказывал свое одобрение происходящему, отмечал «хорошую динамику и игровую схему». Отдельно он заявил, что «вопрос о продаже «Монако» на повестке дня не стоит: «Главный акционер клуба господин Дмитрий Рыболовлев продолжает оказывать постоянную финансовую поддержку клубу. Он по-прежнему настроен поддерживать нас». В общем, все довольны в этом королевстве!
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Федор Ларин, специально для «Террикона»