Пo тeлeвизoру нaм пoстoяннo нaпoминaют, чтo мы нaxoдимся в глубoкoм кризисe. Нo eсли для кoгo-тo слoвa «кризис», «кoрoнaвирус», «кaрaнтин» стaнoвятся пoвoдoм впaсть в дeпрeссивнoe сoстoяниe, 31-лeтний тренер по шахматам из Киева Валерий Гринев вместе со своей женой Марианной и единомышленниками нашел способ, как организовать для сотен семей интереснейший досуг в условиях изоляции.
Гриневы и компания затеяли грандиозный онлайн-проект по шахматам «Green Chess Cup». В то время, как некоторые депутаты шлялись по зарубежным курортам, чтобы потом поперезаражать своих коллег коронавирусом, шахматные тренеры «заражали» и заряжали исключительно своим энтузиазмом. Команда единомышленников успела провести массу онлайн-турниров, чтобы отдать их призерам самое дорогое — свои знания и свое время.
Terrikon.com пообщался с Валерием Гриневым, чтобы подробнее узнать о проекте, а также получить ответ на вопрос: стоит ли отдавать своих детей в шахматы.
- Все делалось постепенно, ничего не делается в одночасье. В наших турнирах приняли участие уже больше тысячи молодых ребят. Когда 13 марта объявили карантин в спортшколе, где я работаю тренером, мои ученики начали переживать, что я не буду выходить на связь, и они останутся без тренировок. Мне захотелось что-то сделать, я организовал 1-2 турнира внутри своей группы и друзей. Большой популярности, увы, это не имело, приходили 10-15 человек.
Тогда я обратился к своим друзьям и коллегам с предложением как-то объединиться. Чем больше детей будет играть, тем интереснее турнир. На базе команды Team Ukraine, которую ведет администратор Александр Матлак, мы сформировали «зеленый» турнир. Дети — это наша «зелень», наше будущее. Мы провели уже шесть турниров Green Chess. Появлялись все больше новых идей. Многие помогают призами, покупают книги и шахматы. А если это так важно людям, то почему бы их не продолжать? Лично я вижу, что мои ученики значительно усилились. Любой кризис — это катализатор роста, если к нему правильно подойти, — считает Валерий Гринев.
- Кто в вашей команде?
— У нас есть ребята, которые с нами работают постоянно, а также те, кто нам сейчас помогает. Постоянные члены — это я, моя супруга Марианна, мастер ФИДЕ и эксперт по образованию Станислав Ильин, один из самых известных детских тренеров Украины Антон Ромашов, киевский тренер Павел Попов, Александр Матлак и тренер Андрей Зазуляк. Есть ребята, которые проводят сеансы и стримы. Многое сделал чемпион Украины-2010 Сергей Павлов. Есть античитерская комиссия.
- Как давно ты работаешь тренером?
— Вот уже 12 лет, еще с тех пор, как был студентом института физкультуры. С годами приобрел способность сразу видеть, что нужно детям, а что — нет. Это у меня лучше получается, чем играть в шахматы самому.
- Лобановский говорил, что если хочешь стать хорошим тренером, забудь, каким ты был спортсменом. Это применимо к шахматам?
— Мне многие шахматисты говорят, что если начинаешь заниматься тренерством, то сразу падает твой уровень игры. Мне видится по-другому: когда работаешь тренером, то это выпихивает все остальное, как кукушка из гнезда. На себя уже времени не хватает. Раньше у меня был дисциплинированный график работы над собой, постоянное решение шахматных задач, а когда человек работает тренером, он решает проблемы других людей, в том числе не только шахматные.
Валерий Васильевич говорил о футболе, а в шахматах есть своя специфика. Я знаю людей, которые удачно совмещают тренерство с практической игрой и демонстрируют феноменальные результаты. Шахматный тренер как профессия ничем не хуже и не лучше других. А деградация как спортсмена происходит потому, что у них не хватает времени на занятия собой. Это вопрос самоорганизации.
- Тренировать и играть — достаточно сложно, особенно на высоком уровне. Валера может совмещать, потому что он сильно играет и не ему надо много готовиться к урокам. У него это все естественно происходит. Для меня — наоборот. Я недавно оставила тренерскую работу в детском саду, потому что это очень энергозатратно. Я не видела перспектив роста сразу и там, и там. Но шахматы научили меня постоянно развиваться. Мы придумываем все новые и новые проекты для детей, — рассказывает Марианна.
- Вы наверняка слышали о тренере Хосепе Гвардиоле. Известен тот факт, что он в своей футбольной деятельности обращался к идеям из других видов спорта, например, из баскетбола. Был ли у вас подобный опыт в шахматах?
— Знаем, что Гвардиола — это выдающийся тренер-новатор, который придумывает новые схемы игры, хоть, казалось бы, еще лет 70 назад все изучено. Я знаю о многих шахматных тренерах прошлого, которые черпали опыт из смежных видов спорта. У меня есть биографии Моуринью, Фергюсона, Гвардиолы. Обращался к «Стратегии игры» великого Турчина.
- В 2013 году в комментарии для одной из газет ты отмечал, что прожить на зарплату тренера в 200$ не представляется возможным. Есть ли какие-то подвижки со стороны государства в этом вопросе за последние семь лет?
— Сейчас я смотрю на это немного иначе. У нас в стране была создана система ДЮСШ. За это время увидел в деле практически всех тренеров в Украине. Есть те, кто работают эффективно, и это для них маленькая зарплата. Но были и такие, которым не хочется отдавать своего ребенка, а они получают ту же зарплату. Есть законы, которые «задеревенели». Было бы справедливо, чтобы оплата труда варьировалась от результатов учеников.
За семь лет я понял, что для лучшего заработка нужно больше работать — придумывать что-то новое, быть интересным для учеников, снимать обучающее видео, рекламировать себя, учить языки. То, что я сейчас работаю в госклубе — это, скорее, возвращение кармы. Я раньше там учился и попал к великолепным специалистам. Теперь я там работаю для удовольствия.
Основной источник доходов — индивидуальные уроки, написание статей, книг, курсов, особенно на иностранном языке. Это прибыльнее. Государство делает то, что может, но хотелось бы лучше. К сожалению, шахматы пока не преподаются правильно и повсеместно.
- В турнирах Green Chess Cup есть ценные призы — книги. А вот возможность сыграть в сеансе с легендарным Василием Иванчуком — приз бесценный. Как удалось пригласить его поучаствовать в проекте?
— Во-первых, папа Марианны Олег Калинин был первым тренером Василия Михайловича. Во-вторых — мой друг Игорь Шепелев несколько лет ездил на турниры с Иванчуком и помогал ему. У них остались хорошие отношения. Он нас и познакомил. Мы пообщались с Василием Михайловичем, он очень импонирует своей любовью к шахматам. Видно, что он живет ими и все время находится в мире идей. Как только говоришь о шахматах, его глаза загораются.
Я предложил Иванчуку провести сеанс для детей в память об Олеге Калинине. Мы созвонились, нашли удобный формат. Один парень смог сыграть вничью. Если ребята разберут партии с Василием Михайловичем (он их побеждал не на тактике, не в гамбитах, а в стратегическом стиле), это будет огромный опыт и грандиозный эффект.
- Как в Киеве обстоит дело с шахматными клубами? Есть ли между ними конкуренция?
— В каждом районе Киева есть шахматный клуб. Можно попасть и к хорошему тренеру, и к не очень хорошему. Самое главное — чтобы вашему ребенку нравилось. Даже если это пятизвездочный тренер, а ребенок говорит «Не хочу!», то это или нет способностей, или вы попали не к тому тренеру.
- Лучше выбирать не по клубу, а по тренеру, — добавляет Марианна.
- Ведущие клубы сильно конкурируют и ревностно смотрят друг на друга. Доходит до открытой вражды, но это если управленческий состав поссорился. Увы, но клубы чаще соперничают, чем дружат, — продолжает Валерий.
- Есть ли в шахматах переходы с оттенком скандальности, как это было, например, в футболе при переходе Жуниора Мораеса из «Динамо» в «Шахтер»?
— Безусловно, подобные случаи были. Это происходит, когда тренер очень сильно вложился в ребенка, долго с ним работал, жил его жизнью, а потом ребенок уходит к другому тренеру. Это разбитое сердце и обиды. Сейчас в Киеве есть два-три государственных клуба, а остальные — коммерческие. В них такой ситуации обычно нет, потому что человек покупает услугу. Если она вам не нравится, вы переходите в другой клуб.
- Тренеры больше всего обижаются, если ученик уходит, ничего не сказав, не поблагодарив, — уточняет Марианна.
- Насколько известно, у вас в турнирах были случаи, когда дети мошенничали («читерили») с помощью компьютерных подсказок, а родители им в этом помогали…
— Были. Имен называть не будем, но постараемся взглянуть на ситуацию глазами и детей, и родителей, и организаторов. Организаторы видят, что если они не накажут читеров, то они унижают этим других детей. Дети ощущают несправедливость очень остро.
Было, что среди читеров мы отлавливали очень положительных ребят. Они говорят, что просто хотели попробовать. Видимо, плохо Маяковского читали. Такие дети думают, что сейчас они попробуют читерить, выиграют урок или книгу, а потом остановятся. Но ребенок не понимает, что наносит себе нравственный ущерб и не остановится просто так. Наконец, если человек постоянно пользуется компьютерными подсказками, его мозг адаптируется, деградирует и отвыкает от самостоятельной работы мысли. Так ребята никогда не научатся играть.
Теперь о родителях. Родители считают, что их ребенок — самый лучший, и что раньше его незаслуженно обидели. Такие родители идут на все средства, чтобы помочь своим детям. Были случаи, что родители во время онлайн-турниров сидят рядышком и нашептывают, как правильно играть. Они не считают, что это серьезный обман. Они считают, что так прокладывают ребенку дорогу в жизнь. И это злостное нарушение: ребенок будет поступать не так, как вы ему скажете, а так, как вы делаете. Если вы обманываете других, то и ребенок со временем тоже будет так поступать.
Может быть так, что у ребенка нет способностей или желания к шахматам. Если у него не получается давать тот результат, который хотят видеть родители, разве это проблема ребенка? Мы часто видим, что родители оказывают колоссальное давление на детей, и это их проблема. Ребенок должен развиваться в своем ритме, а не перепрыгивать через голову.
- Родители часто пытаются так найти мотивацию. Они думаю, что если ребенок выиграет турнир, у него проснется интерес к шахматам. Но это просто обман, — считает Марианна.
- Насколько сильно повлияют сверхбыстрые онлайн-шахматы на обычную игру в классическом формате?
— Сами по себе онлайн-шахматы не вредны, а даже полезны. Но все должно быть дозированно, и каждую партию нужно анализировать. Если играть без перерыва с утра до ночи, то это будет только во вред. Шахматист приучится делать механические ходы без анализа, — объясняет Марианна.
- Блиц — это отработка того, что вы знаете. Здесь нельзя изучить что-то новое. Блиц должен сочетаться с другой работой, аналитической. Если шахматист этого не делает — он не будет расти, — говорит Валерий.
- Насколько полезны для детей шахматные лагеря?
— Это можно еще назвать учебно-тренировочным сбором. На одну две-недели дети выезжают на тренировочные мероприятия под присмотром наставника. Там и преподают зарядку профессионалы, питание строго дозировано, есть режим и распорядок. В Греции у нас были по два занятия в день, различные спортивные игры. Такие лагеря есть и в Украине. Детям нравится, да и взрослым тоже — я после таких сборов чувствовал себя лет на пять помолодевшим.
- Могут быть шахматы в наших условиях социальным лифтом?
— В Украине — да. Многие, кто мне раньше говорили, что шахматы — вид спорта для не очень богатых людей, бросают свои престижные работы юриста, экономиста и переходят к роли шахматиста или тренера. В нашей стране это возможно. К Германии или Швеции, где средняя зарплата значительно выше — вряд ли.
- В интернете написано, что ты — автор уникальной шахматной методики. В чем ее уникальность?
— Там воедино собрано все лучшее, что было написано по комбинационной и позиционной игре. Чтобы правильно все это преподать, я прочитал все доступные мне материалы на английском и русском языках, выбирал все лучшее. Все это объединено в систему, что должен знать шахматист от начинающего уровня до мастера. Кроме того, там дана система повторения, которая ранее не использовалась. В ближайшее время должно выйти учебное пособие, над которым мы работали с Марианной.
- Разрабатывается ли в Украине программа или протоколы о возвращении государственных шахматных клубов к прежней деятельности после карантина?
— Разрабатывается на уровне министерства. Радует, что государство достаточно эффективно справляется с карантином и четко все объясняет. Вижу, что есть консультации с иностранными партнерами.
- Какие перспективы у проекта Green Chess Cup?
— После карантина онлайн-турниры трансформируются в те же самые шахматные лагеря или видеокурсы, обучающие проекты, организацию детских турниров в Киеве. Конечно, онлайн-турниры останутся, но уже не в таком массовом порядке, как сейчас, когда раз в неделю обязательно турнир.
- Спасибо вам за беседу. Уверен, что сотни родителей скажут вам спасибо за этот проект. Благодаря ему удалось занять чем-то полезным своих детей, «вечных двигателей», которым некуда было девать кипучую энергию во время карантина. У вас тоже есть такой «вечный двигатель» по имени Александр. Планируете ли отдать своего ребенка в шахматы?
— На каком-то уровне обязательно будем обучать, потому что шахматы дают детям колоссальный образовательный эффект. Принципы шахмат можно использовать в жизни. А если у него не будет склонности — пускай занимается тем, к чему у него есть талант. Если скажет, что «Папа, хочу играть в футбол за «Шахтер» или «Динамо», чтобы обо мне написал «Террикон» — препятствовать не будем. Совет родителям: обучайте основам шахмат, но ни в коем случае не давите.
- Главное, чтобы то дело, которым ребенок занимался, было бы любимым и доставляло удовольствие. Все остальное — мелочи, — заключила Марианна.
Анатолий Поливанов, специально для Terrikon.com