Сeйчaс, в рaзгaр дискуссии oб oптимaльнoм кoличeствe кoмaнд в УПЛ, пoлeзнo oглянуться вoкруг и посмотреть, «как у людей». Мы сделали полную ревизию европейских чемпионатов, и вот что получилось…
20 — Италия, Франция, Испания, Англия
Максимальное количество команд, составляющих высшие футбольные лиги — 20. Столько могут себе позволить только ведущие европейские державы, да и то не все. Немцы, например, решили ограничиться 18. История показала, что для богатых федераций именно 20 — жизненно оправданный предел. В прошлом этот лимит, бывало, превышался. Например, в Англии исторически высший дивизион состоял из 22 команд. И когда в 1991 основывали Премьер-лигу, то именно столько мест в ней предусматривалось, Но потом вмешалась ФИФА — и по ее настоятельной рекомендации количество команд в чемпионатах было ограничено 20. С тех пор так и живем.
18 — Турция, Германия, Голландия, Португалия
Но правда заключается в том, что больше и не надо. Иначе, с учетом раздувшихся еврокубковых форматов, календарь получается перенасыщенным, а игроки — переутомленными. А по-хорошему, и 20 команд уже делают календарь избыточным. Так решили в 4 европейских странах, которые, наверное, могли бы по своим возможностям позволить себе иметь максимальное количество участников — но ограничились 18. Любопытен пример Германии. В 1963 Бундеслига начиналась как сообщество 16 клубов. Уже в 1965 их стало 18. Это вроде бы всех устраивало. Но в 1991 Бундеслига расширилась до 20. Это было сделано, чтобы впитать лучшие восточнонемецкие клубы после объединения Германии. Хватило одного сезона, чтобы понять: 18 все-таки лучше. К нему моментально вернулись и с тех пор это уже не трогали.
16 — Норвегия, Швеция, Россия, Белоруссия, Греция, Сербия, Польша, Чехия, Бельгия
В эпоху позднего советского футбола это количество считалось оптимальным для специфических условий огромной страны. Несколько сезонов играли с 18 командами в Высшей лиге — но это как-то не прижилось. Двухкруговой турнир из 30 матчей для каждого участника позволял не загонять турнир в какие-то чересчур неблагоприятные климатические условия. Поэтому такой формат популярен для стран с продолжительной зимой. Но не только. Скажем, Бельгия и тем более Греция никак не могут быть признаны холодными. Тут вступают в действие другие соображения. Греция просто не может обеспечить большее количество конкурентоспособных команд. Бельгия, наверное, могла бы, но там вообще другая ситуация. Матчей проводят не меньше, чем в ведущих европейских чемпионатов — на за счет хитрейшей формулы. Они после 30-турового чемпионата проводят еще дополнительный турнир, в котором чрезвычайно замысловатым образом определяют чемпиона и европейские квоты. Таким образом, как считают бельгийские функционеры, возрастает количество интересных матчей и повышается интрига турнира.
14 — Дания, Мальта, Израиль, Болгария, Румыния, Люксембург
Не слишком популярный формат — но, как видим, принятый не только у «карликов» типа Люксембурга и Мальты, но и у куда более благополучных Израиля и Дании. Как правило, здесь регламент предусматривает двухкруговой турнир из 26 матчей для каждого участника, а потом — два турнира для лучшей и худшей половины чемпионата отдельно. В итоге, получается 36 матчей — вполне достаточно. Почти все страны, проводящие чемпионаты по такой схеме, пришли к формату 14 участников постепенно, через меньшее количество. Как правило, они отталкивались от формата 12 команд, находя возможность увеличения высшего дивизиона в какой-то подходящий момент. Как правило, это был момент какого-то коммерческого подъема.
12 — Исландия, Финляндия, Казахстан, Кипр, Косово, Босния, Венгрия, Австрия, Северная Ирландия, Шотландия
Один из самых популярных форматов — его практикуют, кроме Украины, сразу 10 стран. Но у каждой из них — своя история того, как все получилось. Скажем, Кипр в этом сезоне уменьшил количество команд с 14 — трезво рассудив, что для бизнеса больше просто не нужно. Австрийцы, наоборот, летом увеличили свою Бундеслигу с 10 команд — опять-таки, почувствовав, что она стала привлекать достаточно денег (об этом много писали в местной прессе). Почти везде титул разыгрывается по нашей схеме — двухкруговой турнир с разделением на две группы. Есть и исключения. Скажем, в Шотландии общий турнир трехкруговой, а после разделения — однокруговой. Почему так, сказать трудно. Это Шотландия.
10 — Эстония, Грузия, Албания, Македония, Черногория, Хорватия, Словения, Швейцария, Гибралтар, Фареры, Уэльс, Ирландия
Но знаете, самый популярный среди стран УЕФА формат — это все-таки не 12 команд, а 10. Он принят в 12 странах. Можно добавить сюда еще и Армению с немного странными 9 командами. Но Армения — это вообще удивительный феномен. Они только в этом сезоне увеличились до нынешнего объема. Раньше в их Премьер-лиге играло всего 6 (!) команд. И они играли друг с другом по 6 (!) раз. Вот это отношения… При 10 участниках возникает масса возможностей — проводить турниры в 2, в 3 этапа. Но, как правило, организаторы предпочитают ограничиться простым 4-круговым турниром. Или, как в Гибралтаре, 3-круговым (в Гибралтаре, как и в Шотландии, все не так). Как видим, большинство представителей 10-командного формата — страны со скромными возможностями. Но есть среди них и вполне денежная Швейцария. Там не сочли зазорным минимизировать количество участников. Швейцарцы, умеющие считать получше многих, отлично понимают, что не в простом количестве счастье, а в его качестве.
8 — Латвия, Литва, Молдавия, Азербайджан, Андорра
Ну, и последнее. Самый скромный вариант. Такое малое количество команд, как понимаете, подталкивает к 4-круговому турниру из 28 матчей. Так разыгрывают титул в Латвии, Литве и Азербайджане. С этого сезона к ним присоединилась и Молдова (в прошлом году там был двухкруговой турнир для 10 команд из 18 матчей — самый короткий чемпионат в Европе). Андорра определяет лучшего в два этапа — двухкруговой турнир между всеми 8 участниками, и потом два отдельных — для лучшей и худшей четверки. Тоже по-своему интересно, согласитесь…
Вадим Самойлов, специально для «Террикона»