Папа VAR: 55 лет телевизионному видеоповтору

Сeйчaс, в oбстaнoвкe, кoгдa видeoпoвтoр oкoнчaтeльнo стaнoвится чaстью футбoлa, пoлeзнo вспoмнить, с чего все начиналось. Тем более, что есть повод. Сегодня исполняется 55 лет с того момента, как видеоповтор впервые применили в телевизионной трансляции.

Тони Верна умер 18 января 2015. До всемирного торжества системы VAR он не дожил. Но уже застал времена, когда видеоповторы стали узаконенным способом принятия решений в спорте. Иногда кажется, что без этого вообще невозможно, что так было всегда. И уже сложно себе представить, что когда-то просто пересмотреть какую бы то ни было видеозапись было невозможно технически.

В 1963 30-летний Тони Верна работал редактором спортивных программ на телеканале CBS. 7 декабря шла трансляция очень специфического матча по американскому футболу — между командами Армии и Флота, то есть — военной и военно-морской академий. Она была посвящена памяти главнокомандующего и президента Джона Ф. Кеннеди, застреленного двумя неделями раньше. В четвертой четверти поединка квотербек команды Армии Ролли Стичуэ совершил феноменальный пробег, завершившийся тачдауном. Публика взревела от восторга. А на экране вдруг вновь появился Ролли Стичуэ, и он опять совершал удивительный пробег — и опять исполнял тачдаун. «Это не прямая трансляция! Леди и джентльмены, Армия не забила еще раз!» — поторопился вскричать Линдсей Нельсон, комментатор матча.

Да, повторный пробег ловкого квотербека на экране CBS и стал тем самым первым видеоповтором, годовщину которого мы сегодня отмечаем.

Идея была проста, как 5-пенсовая монетка. В тот момент, когда победоносная команда после удачной атаки возвращалась на исходные позиции, бригада Тони Верны быстренько перемотала пленку назад и включила ее с момента начала результативной комбинации. Решение, в котором действительно нет ничего особенного… Так кажется сейчас. А тогда это был прорыв, революция. Никто еще не умел должным образом обращаться с аппаратурой и с видеопленкой.

Не то, чтобы пленок не существовало — просто широкого обращения они еще не получили, а главное — они не могли быть немедленно перемотаны назад и сразу же воспроизведены. Технология была такова, что на повторное воспроизведение требовалось некоторое время — довольно значительное по меркам телетрансляции. Вот классическая ситуация, иллюстрирующая эту проблему. Через два дня после убийства Джона Кеннеди его предполагаемого убийцу Ли Харви Освальда застрелил Джек Руби. Это произошло во время прямой телетрансляции. Потребовалось целых 9 минут, чтобы подготовить пленку с этим эпизодом для показа в эфире. И это — момент огромной исторической важности! Что уж говорить о футбольных матчах? Если какие-то моменты встречи и и показывались повторно, то это происходило, как правило, в перерывах — к этому времени телевизионщики успевали подготовить нужные пленки. Видеомагнитофоны выглядели ужасно — огромные ящики, катастрофически неудобные в обращении, ненадежные, малотранспортабельные. Для трансляции матча Армия — Флот пришлось везти из Нью-Йорка в Филадельфию оборудования весом примерно в тонну.

Сложность была с определением момента начала повтора. Как тогда выглядел процесс? Вы перематывали пленку назад, останавливали, включали воспроизведение — но прежде чем начинался показ собственно записанного материала, секунд 8-10 шел так называемый «видеомусор», то есть какие-то шумы и помехи, и только потом начиналось, собственно, воспроизведение. Иначе технология не позволяла. А значит, было почти невозможно определить, с какого именно момента начнется «чистая» картинка.

Как режиссеру трансляций, Тони Верне было обидно, что он не может ничем заполнить многочисленные паузы в трансляции, образующиеся во время игровых пауз. Кроме того, случались моменты, когда происходящее было сложно понять, наблюдая с одной позиции. Трансляция шла с нескольких точек, и сам Верна-то на своих мониторах видел все планы. Но не зрители. Часто Верна понимал, что для лучшего понимания ситуации требовался альтернативный просмотр — но «воткнуть» его в трансляцию было практически невозможно. Это просто бесило режиссера, понимавшего, насколько лучше стала бы трансляция, если бы он смог овладеть техникой видеоповтора.

И Тони Верна твердо решил победить тупую машину. В конце концов, он нашел решение, придумав «звуковые маркеры» — то есть, записанные на аудиодорожке «бипы» на месте начала повтора. Экспериментировать пришлось в прямом эфире. Верна решил сосредоточиться на ключевой фигуре квотербека, следил только за ним и отмечал «бипами» места начала потенциально зрелищных комбинаций с его участием, чтобы потом к ним можно было легко вернуться. Машина бешено сопротивлялась. При перевозке ее обо что-то ударили, временами она барахлила — в общем, понадобилось примерно 30 попыток, чтобы, наконец, все сработало, как надо.

Только через месяц Верна решился повторить попытку. К тому времени звукохетники усовершенствовали его метод, оптимизировали процесс расстановки «бипов». Теперь уже можно было не сомневаться, что в руках режиссера оказался вполне рабочий инструмент. Именно во время этой второй трансляции в эфире впервые прозвучал термин instant replay («немедленный повтор»).

В следующем сезоне Национальная Футбольная Лига уже использовала видеоповторы во всех матчах, где это позволяла аппаратура. И очень скоро этот прием стал базовым для любой трансляции, просочившись во все главные американские виды спорта — бейсбол, баскетбол, хоккей. И параллельно, шагнул через океан, утвердившись в футболе.

В 1995 Тони Верна получил почетный приз Гильдии режиссеров Америки — «за достижения в сфере телевизионной трансляции». «Придумав немедленный видеоповтор, Тони навсегда изменил будущее спортивного телевидения и режиссуры телетрансляций», — сказал тогда президент гильдии Пэрис Баркли.

Тони Верна — знаменитый человек, имеющий на своем счету кучу заслуг. Он был режиссером многочисленных Супербоулов, трансляций с Олимпийских игр. Он «дирижировал» эфиром во время знаменитого концерта Live Aid в 1985, организованного в помощь голодающим Африки — это беспрецедентное мероприятие проходило на стадионах Англии и Америки, было просмотрено рекордной аудиторией. Двумя годами позже Верне доверили режиссировать трансляцию знаменитой проповеди папы Иоанна Павла II «Молитва за мир во всем мире», которая шла на 100 с лишним стран. По самым грубым оценкам, ее просмотрело более миллиарда зрителей.

Но на самом деле, Тони Верна всегда понимал, что было его главной заслугой.

«Что будет написано на моем могильном камне? Думаю, что-то вроде: «Сын итальянский иммигрантов. Придумал телевизионные видеоповторы»», — говорил он в интервью за пару лет до своей смерти…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»