Первая немецкая победа, или Виталика убили!

В истoрии «Шaxтeрa» — нeмaлo пoбeд нaд нeмeцкими клубaми, с ними у «гoрнякoв» часто получается удачно. А самая первая была одержана в самом первом матче с представителями этой страны, и было это ровно 40 лет назад…

Мы не будем учитывать матч Кубка УЕФА 1976/77, когда «Шахтер» в дебютном для себя еврокубковом поединке принимал берлинское «Динамо» (и выиграл 3:0). Все-таки берлинцы представляли ГДР, чемпионат которой по уровню был глубоко второстепенным, представители которого лишь раз смогли добиться континентального успеха («Магдебург» в Кубке кубков 1973/74). Настоящим открытием немецкого футбола матч с «Линамо» нельзя назвать даже из вежливости. А вот «Айнтрахт» — совсем другое дело.

В мощнейшей Бундеслиге франкфуртцы уже несколько сезонов ходили среди лидеров. На «серебряную салатницу», правда, не претендовали, но в еврокубковой зоне паслись стабильно. В предыдущем чемпионате лишь на очко отстали от «Баварии» — правда, то была борьба лишь за 3-е место: мюнхенский клуб только начинал собирать новый чемпионский состав. Тем не менее, магия названия еще вполне работала. И сама по себе информация о том, что великий клуб в полуфинале предыдущего Кубка УЕФА был уничтожен «Айнтрахтом» со счетом 1:5, производила сильное впечатление. Тем более, что в итоге «Айнтрахт» взял тот Кубок УЕФА, выиграв в финале у менхенгладбахской «Боруссии» — еще одного знаменитого бренда тех лет.

Короче говоря, соперник «Шахтеру» достался, по всем параметрам, элитный. Болельщики грустили по поводу немилосердного жребия — надо же, в самом первом круге, на уровне 1/32 финала, нам сразу выпал предыдущий обладатель трофея. Но в «Шахтер» все равно верили — команда только что взяла Кубок СССР, в чемпионате вышла на хороший уровень, обыграла тбилисское «Динамо» 3:0 (со всеми звездами в составе — Чивадзе, Дараселией, Кипиани, Шенгелией). Шансы с «Айнтрахтом» у нас, казалось, были.

Тем более, что все-таки «Шахтеру» повезло. «Айнтрахт» не мог выставить основной состав — по разным причинам, в Донецк не приехали 7 игроков, постоянно попадавших в заявку. Например, не было Бруно Пеццая — лучшего защитника команды, одного из лидеров сборной Австрии, которая тогда очень котировалась в Европе. Как ни удивительно, но Пеццай отбывал дисквалификацию за перебор карточек еще в предыдущем розыгрыше. «Но главное, что не приехал кореец Бум Кун Ча, который в 20-м веке считался одним из лучших азиатских футболистов», — вспоминал тогдашний полузащитник «Шахтера» Виктор Кондратов.

Для рядового советского болельщика увидеть корейца в составе серьезной европейской команды было чем-то очень экзотическим. Между тем, Ча действительно считался самым острым форвардом «Айнтрахта» и звездой Бундеслиги (где забьет за 10 сезонов 98 голов — тогда рекорд для «легионеров»). Пробой а защите, пробой в нападении — «Айнтрахт» действительно предстал в аварийном варианте. Из всех звезд прибыл только защитник Бернд Хельценбайн, чемпион мира 1974 — но ему уже исполнилось 34 года, лучшие дни его остались позади.

С самого утра 17 сентября назревал дождь, и он разразился буквально минут за 5 до начала матча. Причем лило нешуточно — даже зонты не спасали зрителей на трибунах. Поле стадиона «Локомотив» моментально размокло, и хотя оставалось в пристойном состоянии, но затруднило созидательную «Шахтера», с первых минут захватившего инициативу. Впрочем, «Айнтрахт» отдал мяч добровольно, оставив впереди одного-единственного футболиста. Снабдив персональными опекунами лидеров «Шахтера» — Виталия Старухина и Владимира Роговского — немцы остальными футболистами организовали зонную защиту, и мощную, и гибкую одновременно.

В принципе, это работало. Но все равно, «Шахтера» имел множество моментов — и, как писали потом в еженедельнике «Футбол — Хоккей», победа со счетом 3:0 выглядела бы более логичной. Но «Айнтрахт» пропустил лишь однажды. Персональный опекун Старухина Карл-Хайнц Кербель, в свое время немного поигравший за сборную ФРГ, совершил неловкое движение, пытаясь воспрепятствовать своему подопечному в опасной близости от ворот. Контакт был, но не фатальный. Старухин рухнул, как подкошенный. Судья моментально указал на 11-метровую отметку. Трибуны взвыли от удовольствия, раздались традиционные в таких случаях крики: «Виталика убили!». Возможно, советский судья и не оценил бы этот момент так строго — всем уже было хорошо известно умение Старухина убедительно падать в штрафной. Но английский арбитр Дэйв Катрин ничего этого не знал — он оценивал момент, как есть. Получив свое, Старухин спокойно встал и безупречно реализовал пенальти.

Так матч и закончился — 1:0. Не очень-то счастливый тренер «Шахтера» Виктор Носов сказал: «Если гости действительно выполнили в Донецке свою программу-минимум, то во Франкфурте нам придется столкнуться с их программой — максимум. Конечно, дома они наверняка сыграют в другом ключе и, очевидно, силами других игроков». Он все правильно понимал. В Франкфурте «Айнтрахт» выставил оптимальный состав, там и оборона была другого качества, и нападение настоящее. И чертов кореец Бум Кун Ча присутствовал, дважды огорчив донецкого еще вратаря Виктора Чанова. Победив 3:0, «Айнтрахт» прошел дальше (но, кстати, далеко не ушел, проиграв в 1/8 финала французскому «Сошо»).

А «Шахтер» остался на обочине. Но в истории клуба все равно отмечено, что свой первый поединок с представителем Бундеслиги «горняки» выиграли.



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Евгений Ясенов, специально для «Террикона»